Условия, влияющие на развитие нравственно-эстетического восприятия дошкольника.

Условия, влияющие на развитие нравственно-эстетического восприятия дошкольника.

Воспитание у детей нравственных качеств через развитие эмоционального восприятия и чувствования возможно на занятиях по изобразительной деятельности. Однако, все чаще занятия по изобразительной деятельности, сводятся к тому, чтобы научить детей определенным знаниям, умениям, навыкам в художественной деятельности. Зачастую воспитатели и педагоги забывают, что рисование это не цель, а только средство развития личности. Именно поэтому, важно так много времени уделять развитию эмоций, чувства эмпатии, нравственных чувств, развитию эстетического восприятия. Особенно важно не упустить эти моменты в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, которые играют важную роль в формировании личности детей.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка. В дошкольном возрасте чувства отличаются еще большим разнообразием, устойчивостью, сложностью. Эмоции, чувства, развиваясь в процессе общения и деятельности, органично вплетены в процесс личностного развития ребенка. Воспитание чувств осуществляется как в процессе воспитания и формирования личности в целом, так в процессе специального взаимодействия на эмоциональную сферу человека.

В процессе роста ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающим, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера не может развиваться. Ее необходимо развивать. Под воспитанием чувств следует подразумевать формирование чувств человека в процессе специального воздействия на него, которое приводит к изменениям чувств в определенном направлении, к исчезновению прежних в соответствии с теми задачами, которое общество ставит перед собой в деле подрастающего поколения. Воспитание чувств осуществляется как в процессе воспитания и формирования личности в целом, так и в процессе специального воздействия на эмоциональную сферу на него.

Развитие эмоций, как отмечает А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович и др. тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходят не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребенка.

Впечатления – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе – от этого будет зависеть направленность его личностных ориентаций, мыслей и поведения. Для того чтобы обеспечить действенность взглядов и убеждений детей, необходимо воспитать у них восприимчивость к моральным положениям и нормам.

Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес, то есть через чувства эмпатии; насильно обогащать этот мир равносильно тому, что злонамерно сажать райские яблоки в отравленную почву, так считает Ш. А. Амонашвили. «Только в том сердце может поселиться бесконечное чувство сопереживания, в котором уже возникло раскаяние в своих необдуманных поступках, чувство вины, чувство ответственности» - пишет он.

Эмпатийные тенденции имеются у каждого человека, но их развитие определяется условиями, в которых воспитывается человек. Обостренное чувство сопереживания зависит и от нравственно-эмоциональной культуры семьи, и от культурных традиций того региона, в котором вырос человек.

«Если среда изначально убережет в ребенке его радость красоты, то убережет и его добрый нрав» - подчеркивает Ш. А. Амонашвили. Развитая нравственно-эстетическая восприимчивость ребенка послужит в дальнейшем основой для глубоких осмыслений человеческих взаимоотношений, трепетного и бережного отношения к природе.

Условия для развития нравственно-эстетического восприятия детей в ДОУ – это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют систематические наблюдения явлений в природе, создание психологических ситуаций на занятиях, для выявления уровня развития нравственно-эстетического восприятия. Большое значение имеют также систематические беседы с детьми на разные темы о таких понятиях как красота, добро, что такое хорошо и что такое плохо и т. д. на которых ребенок может выразить свое мировосприятие и ощущение.

Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и стремится воспроизвести это в своих рисунках.

Другое важнейшее условие – организация интересной содержательной жизни ребенка в семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального опыта, который послужит основой для замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Это беседы родителей с детьми о его впечатлениях, чувствах и ощущениях полученных после посещения выставок, прочитанного художественного произведения, после прогулки по лесу и т. д.

Важнейшее средство эстетического воспитания - изобразительная деятельность. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои

силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире. Изобразительная

деятельность помогает ребенку полнее выражать свои мысли, впечатления, настроения, состояние. Можно сказать, что детский рисунок не просто продукт

деятельности ребенка, а частица духовной жизни, и изучение детских рисунков дает возможность оценить уровень развития ребенка, эмоциональные

расстройства, в том числе, склонность к страхам, замкнутости и т. д. Занятия изобразительной деятельностью — один из путей воспитания в детях

чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства.

В процессе изобразительной деятельности ребенка есть возможность заглянуть в его внутренний мир, понять его мысли, чувства и переживания, узнать его мировосприятие, но какие же следует создавать условия, чтобы у ребенка могли сформироваться нравственные и эмпатийные качества, также эстетическое восприятие.

Таким образом, что комплексное воздействие на душу ребенка этих условий в ДОУ и семье помогают развить у детей нравственно-эстетическое восприятие окружающей жизни и на этой основе формируются эмпатийные качества.