старших дошкольников»

Составитель: Ленько Л. И.

ВВЕДЕНИЕ

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в “зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. За этот период психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий период, интенсивно развивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений.

Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению

Цель: формирование познавательной сферы старших дошкольников

    формирование навыков произвольного поведения; обучение детей умению выражать свои мысли; развитие восприятия, наблюдательности; развитие образного и логического мышления; развитие крупной и мелкой моторики.

Адресат

Коррекционно – развивающая работа проводится с детьми на специальных занятиях во время учебного года. Занятия рассчитаны на возраст детей 5 –7 лет. Всего 26 занятий. Продолжительность каждого занятия 25-35 минут. Проводятся один раз в неделю.

Структура занятий.

Все занятия имеют общую гибкую структуру . наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Часть 1. Вводная

Задача: Настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подготовить артикуляционный аппарат к работе, улучшить ритмирование организма, активизировать работу мышц глаз

Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических

Содержание: дыхательные, глазодвигательные упражнения, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мышц руки, на развитие межполушарного взаимодействия, на гармонизацию взаимоотношений .

Часть 2. Рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально – волевой и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:

- Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи;

- Игры и упражнения на развитие произвольной сферы;

- Упражнения на развитие мелкой моторики;

- Игры на формирование положительной мотивации к обучению.

Часть 3. Завершающая. Цель. Создание у каждого участника положительного настроя как результата работы на занятии, снятие мышечного напряжения.

Содержание: релаксационные упражнения.

Диагностические средства использования программы

Проводится скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7 лет) Конаплева О. В. Меншутина А. Ю.

Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов (если программа используется педагогом - психологом).

Оценка эффективности использования программы

Данная программа успешно осуществляется мной в течение трех лет. По итогам психологической подготовки к школе ребята научились принимать учебную задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить. У детей достаточно хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения.

В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме ребенка происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Литература

1. Агеева С. И. Обучение с увлечением. Часть II. Лайда, 1994.

Агафонова И. Н. Экспресс – диагностика готовности к школе СПб 1997

3. Дубровина И. В. Я работаю психологом… М. 1999.

4. Ильина М. Н. Готов ли Ваш ребенок к школе? Тесты для детей. М. 1999.

5. Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М. 2000.

6. Лютова Е. К. Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. М. 2000.

7. Матвеева Л. Г. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. М. 1999.

Матыцин В. П. Готовь руку к школе – Тверь. 1993 г

9. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.1997

10. Нартова – Бочавер С. К. Скоро в школу! (увлекательная подготовка детей к первому классу). М. 1995.

Савина Л. И. Пальчиковая гимнастика. – М. 1999 г.

12. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии.-М.,2000..

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2002 Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.:ТЦ Сфера, 2003 г.

Программа Развитие познавательной сферы старших дошкольников

Занятие 1

Цель: Подготовка детей к групповым занятиям; выработка стиля группового взаимодействия; развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, умения согласовывать совместные действия в игровой ситуации.

Приветствие: « Кто любит учиться, подпрыгните!» Те ребята, кто любит это делать, со словами. « Это я, это я!» выполняют задание. Фразы могут быть разные.

Кинезиологический комплекс 1

Основная часть:

1.«Что было сначала, а что потом? » -(Послед. событий серия «Умный малыш» с. 1-3)

2.«Запомни и назови» Детям предлагается запомнить какого цвета бантики у кошки, куклы, мячик, машинка и кубики и вспомнить когда закроют книгу ( Земцова О. Н. Развиваем память детей 5-6 лет1)

"Двойная стимуляция памяти". Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т. д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова..

Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т. д.

3..Где чей домик? Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

4«Сложи картинку». Детям раздают предметные картинки, разрезанные на 6 частей. Нужно сложить их без образца

5«Что перепутал художник» Детям предлагают рассмотреть две картинки и найти как можно больше отличий в изображениях.( Земцова О. Н. «Развиваем внимание» )

6. «Много – один». Дети сидят в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, - в единственном.

КОТЫ, ГРАЧИ, ЛЕСА, РЯДЫ, МОСТЫ, СТОЛБЫ,

ХОЛМЫ, СЛЕДЫ, ДОМА, КРОТЫ, КОСЫ, ГЛАЗА,

ШКАФЫ, ШАРФЫ, СЛОНЫ, САДЫ, КУСТЫ,

7. «Противоположности» - разложи карточки

8.«Лабиринт» Сначала ребенок ведет по лабиринту пальцем, а затем карандашом. (Лабиринты. Папка дошкольника стр. 1-3)

«ПОЕЗДКА ЗА ГОРОД» Цель: создание образов достижения (установка на доброжелатель­ные отношения между детьми группы детского сада).

Представьте, что вы во сне. Видите, как будто мы едем в автобусе. Кто-то сидит за рулем, а кто-то едет пассажиром. Мы едем по знакомой улице нашего города. Рядом сидят дети из группы и весело смотрят друг на друга. Нас обгоняет машина «Жигули». Ты слышишь шум мотора. Автобус выезжает за город, мчится по пустому шоссе, притормаживает и съезжает на полянку. Вместе со всеми ты выхо­дишь из автобуса, и сразу ласковыми лучами дотронулось солнышко до твоего лица. Птички поют. В траве стрекочут кузнечики, а в воз­духе летают стрекозы и бабочки. Ты чувствуешь, что тебе тепло и приятно на этой полянке. Слышишь голос воспитателя. Он объясняет правила твоей любимой игры-соревнования. Ты договариваешься с детьми, как вы будете играть, распределяете между собой роли. Игра начинается. И сразу ребята из другой команды начинают выигрывать. Противники сильнее, но они все твои друзья. А победить хочется. Ребята из твоей команды дружные, ловкие, честные, и счет вырав­нивается. Твоя команда начинает выигрывать. Победа! Радость велика. Жмете друг другу руки. Улыбаетесь. Открываем глаза.

Занятие 2

Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, тактильной чувствительности, персептивных действий, творческого воображения.

Приветствие «Поздоровайся радостно».

Кинезиологическая гимнастика №2

Основная часть:

1. «Что было сначала, а что потом? »-(Послед. событий серия «Умный малыш» с. 4-6)

2. «Запомни и зарисуй» Детям предлагаются карточки, по очереди, с расставленными в них точками. Время показа одной карточки – 1-2 сек. Детям необходимо посмотреть на карточку и запомнить расположение точек. Зарисовать у себя на готовых бланках. Время на зарисовывание не более 15 сек.

Запоминание стихов - все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. «Подарки осени»

3.«Найди закономерность и дорисуй» (Земцова О. М «Задачки для ума» стр.4»)

4. «Сложи картинку». Детям раздают предметные картинки, разрезанные на 7.частей. Нужно сложить их без образца

5.«Угадай на ощупь». Детям раздают мешочки с макаронными изделиями, крупой, горохом, фасолью, пуговицами, мелкими предметами и т. д. Нужно определить, что находится в мешочке. Дети могут советоваться друг с другом.

6 «Выбор по аналогии »- Дети должны показать картинку, которая подходит по аналогии к предыдущим (Задание 1-3)

«Волшебный карман » - достаю воображаемый предмет и выполняю действия. Дети отгадыают

7«Закончи предложение».. Дети сидят в кружок. Психолог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его.

Лимоны кислые, а сахар… У человека две ноги, а у собаки…

Собака лает, а кошка… Птицы живут в гнездах, а люди…

Ночью темно, а днем… Зимой идет снег, а летом…

Трава зеленая, а небо… Из шерсти вяжут, а из ткани…

8.Рисование «Несуществующее животное»

«Встреча с любимыми героями»

Цель: улучшение восприятия информации.

Ты закрываешь глаза и видишь, что воспитательница приглашает детей группы почитать книгу. Дети расставляют стуль­чики полукругом. Спокойно садятся, и ты садишься вместе с ними. Воспитательница начинает читать книгу. Ты слышишь имена сво­их любимых героев и вспоминаешь, какое удовольствие ты испы­тывал от встречи с ними. Это удовольствие ты испытываешь и сейчас. Оно так велико, что ты сидишь без движений, затаив дыхание от ожидания услышать продолжение истории. Ты чувствуешь, что собран и внимателен. Ты хорошо запоминаешь все, что слышишь. Обязатель­но запоминаешь. Быстро соображаешь. (пауза).

Ты хорошо отдохнул.

Ты словно принял освежающий душ.

Ты всем телом чувствуешь легкий озноб.

Встали, потянулись, еще потянулись. Хорошо.

Дышим спокойно. Глубокий вдох и выдох, глаза открываем.

Занятие 3

Цель: Развитие восприятия, творческого воображения, умения запоминать многокомпонентную инструкцию, выполнять задание в соответствии с правилами, стимулирование мышечной системы рук, двигательной ловкости пальцев.

Кинезиологическая гимнастика №3

Основная часть:

1. «Что было сначала, а что потом? »-(Последовательность событий серия «Умный малыш» с. 7-9)

2.«Запомни и зарисуй» «Я сейчас прочитаю слова, которые надо хорошо запомнить и повторить. Слов много, поэтому запо­мнить их трудно, чтобы было легче справиться с заданием, вы можете на листе нарисовать что-нибудь, что вам напомнит данное слово. Не старайтесь вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, главное, чтобы они правильно отражали содержание слова». Через минут после проведения детям предъявляется лист бума­ги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, кото­рые диктовал психолог (снег, солнце, дерево, девочка, мяч, книга, ручка, мишка )Грузовик Умная кошка Гнев Мальчик-трус Веселая игра Капризный ребенок

Дерево Хорошая погода Наказание Интересная сказка

3.«Найди закономерность и дорисуй» - карточки 1-3

4.Упражнение "Что изменилось?" (развитие наблюдательности). разложите на столе перед детьми 10 предметов, попросите их отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что же изменилось.

5...«Сложи картинку». Детям раздают предметные картинки, разрезанные на 10 частей. Нужно сложить их без образца

Игра «Волшебный круг» Цель: развивать навык сосредоточения.

Психолог предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге (диаметром 25 см) звездочку («постарайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку. ») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик. затем на палочку. и, наконец, в точку.

6 «Закончи предложение» Дети сидят в кружок. Психолог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч психологу. И так далее.

Трава зеленая, а небо… Из шерсти вяжут, а из ткани…

Зимой холодно, а летом… Балерина танцует, а пианист…

Ты ешь ртом, а слушаешь… Дрова пилят, а гвозди…

Утром мы завтракаем, а днем… Певец поет, а строитель…

7. « Чем похожи, чем отличаются»- детям называют слова: дуб-береза, воробей-курица, озеро-река

дождь-снег.

«На рыбалке» - дети смотрят на поплавок, вытаскивают рыбу большую и маленькую, кладут в ведро….

«Путаница».

Психолог говорит детям, что они услышат 5 рассказов. В каждом рассказе только одна правильная фраза, а остальные – перепутаница. Нужно запомнить правильную фразу, чтобы составить правильный рассказ.

У реки стоит ДОМ. Около ДОМА растет СОЛНЦЕ. На СОЛНЦЕ сидит ПАРОХОД. По реке ПТИЦА плывет и гудит: «Плыву!» А на небе ДЕРЕВО сияет и всем улыбается. У ДОМА стоит река. Около ДОМА растет ДЕРЕВО. На ДЕРЕВЕ СИДИТ пароход. По реке СОЛНЦЕ плывет и гудит: «Плыву!». А на небе ПТИЦА сияет и всем улыбается. 3. У реки стоит Солнце. Около СОЛНЦА растет ДОМ. По реке плывет ДЕРЕВО и гудит. На ДЕРЕВЕ сидит ПТИЦА. А на небе ПАРОХОД сияет и всем улыбается. У реки стоит ПТИЦА. Около ПТИЦЫ растет СОЛНЦЕ. На СОЛНЦЕ сидит ДЕРЕВО. По реке ПАРОХОД плывет и гудит. А на небе ДОМ сияет и всем улыбается. У реки стоит ПАРОХОД. Около ПАРОХОДА растет ПТИЦА. На ПТИЦЕ сидит ДЕРЕВО. По реке плывет ДОМ и гудит. А на небе СОЛНЦЕ сияет и всем улыбается.

«Соедини точки» Дети соединяют точки ориентируясь на цифры от 1 до 10.

8.Рисование «Моя семья»

«Ты на занятии»

Цель: настрой на определенную деятельность.

Вы закрываете глаза и видите, как все дети группы на­чинают рассаживаться. Каждый сел на свое привычное место. Занятие начинается. Ты видишь себя на занятии. Тебе хочется заниматься. Получаешь задание от воспитателя. Делаешь его с удовольствием, добросовестно. У тебя очень хорошее настроение, сильное желание выполнить задание до конца и ты это обязательно сделаешь, потому что только после напряженного труда наступает радостный отдых. Сейчас ты наблюдаешь за своими действиями. А они точные, быстрые, ловкие и легкие (пауза). Занятие подходит к концу. Работа выполне­на. Тебя охватывает восторг от того, что все закончено вовремя, ты чувствуешь прилив сил, бодрости, энергии. Глаза открываются.

Занятие 4

Цель: развитие образных представлений, зрительного восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики, формирование комбинаторных способностей, стимулирование аналитико-синтетической деятельности.

Приветствие: Игра «Конплименты». Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит. “ Мне нравится в тебе….” Принимающий кивает головой и отвечает: “ Спасибо, мне очень приятно

Кинезиологический комплекс №4

Основная часть:

1. «Что было сначала, а что потом? »-(Последовательность событий серия «Умный малыш» стр. 10-12)

2. «Запомни и зарисуй» Детям предлагаются для запоминания пять карточек разного цвета с изображенными на них значками. Время для запоминания 20 сек. Воспроизвести в тетрадях.