Познавательные процессы дошкольника

В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия т е. представления об окружающем расширяются и углубляются.

Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление.

На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления. Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность. К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов шарад, загадок и т. п.

Память дошкольника имеет следующие особенности:

1) наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая;

2) запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание;

3) при постановке мнемической задачи запоминание происходит механически, т. е. путем повторения;

4) дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память;

5) хорошо развита эмоциональная память. Особенности воображения дошкольника:

1) образы воображения легко возникают;

2) «продукты» фантазии отличаются противоречивостью: с одной стороны, ребенок «страшный» реалист («Так не бывает»), с другой – большой фантазер;

3) образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение);

4) часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен.

В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов:

1) ситуативную;

2) контекстную;

3) объяснительную.

Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее.

По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации.

Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное.

Похожие вопросы

Познавательныепроцессыдошкольника. Вдошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера.

Познавательныепроцессыдошкольника. Вдошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восп. подробнее ».

  • Общая психология - Развитие личности вдошкольном возрасте

    Познавательныепроцессыдошкольника. Вдошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точност.

    Познавательныепроцессыдошкольника. Вдошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точност.

  • Философия - Структурапознавательногопроцесса

    Структурапознавательногопроцесса. Исходным пунктом научного познания является выбор и постановка научной проблемы.

    Происходят изменения и в протекании основных нервныхпроцессов —возбуждения и

    Готовностьдошкольников кпознавательной деятельности в школе определяется не только.

  • Пропедевтика - Питаниедошкольника

    Развитие жевательного аппарата позволяет вводить более твердую пищу, но ребенок быстро устает отпроцесса жевания.

    Хлеба ребенку-дошкольнику достаточно 150–170 г в сутки.

    Представление – это психически-познавательныйпроцесс отражения в сознании человека объектов действ. подробнее ».

    Кризис «трех лет» у ребенка-дошкольника.

  • Общая психология -Познавательное развитие ребенка раннего возраста.

    Ведущим видом деятельности вдошкольном возрасте становится игра.

    Начало раннего возраста характеризуется несовершенством в развитиипознавательныхпроцессов.