Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на материале природоведческой литературы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей 5-6 лет

Проект «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на материале природоведческой литературы»

Автор. Усанькова Светлана Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад № 14 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара, Республика Коми.

Описание работы: Данный материал будет полезен педагогам в целях формирования и развития предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации: учебный год.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Охватываемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность создания проекта. Активность побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; она делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Познавательно-исследовательская деятельность помогает расширить и углубить знания, повысить качество учебной деятельности у детей, она способствует творческому подходу человека к своей деятельности.

Могучим фактором, способствующим развитию познавательного интереса у детей является природа, и книга занимает свое место в этих процессах.

Данный материал будет полезен педагогам в целях формирования и развития предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы у детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: обучение детей исследовательской (поисковой) деятельности на материале природоведческой литературы.

Задачи проекта:

1. Определить эффективные педагогические условия, способствующие формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Изучить особенности пространственно-предметной развивающей среды, способствующей развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать систему мероприятий по формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста на материале природоведческой литературы.

4. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

5. Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Предполагаемый результат:

• активизация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов,

• формирование пониманий связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них;

• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Этапы работы над проектом

1.Подготовительный.

- создание предметно-пространственной среды. «Полочка умных книг» - подборка художественной литературы природоведческого характера таких авторов как: В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, И. Соколов-Микитова, И. Сладкова и др. Сборники стихотворений, познавательных сказок и рассказов природоведческого характера, подбор материала о растениях и животных на тему «Мы их знаем», иллюстраций о животном и растительном мире, создание альбома «Времена года», где каждый месяц дети в совместной деятельности с педагогом создают «портрет месяца» (создание символа месяца), демонстрационный материал, используемый непосредственно в образовательном процессе.

- оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта.

- создание проблемной ситуации с целью формирования интереса к данной теме.

Формы работы

Непосредственно образовательная деятельность:

- Земля – наш общий дом (по стихотворению Т.А. Шорыгиной «Земля – наш общий дом»);

- Кто живет в лесу? (по произведению Е. Чарушина «Моя первая зоология»);

- Лес – это дом для многих жильцов (по произведению В. Бианки «Снежная книга»);

- Для чего животным хвосты? (по произведению В. Бианки «Хвосты»);

- Что за зверь? (по произведению Е. Чарушина «Что за зверь?»);

- Почему у бурундука на спине полоски (по мотивам Нивхской сказки «Медведь и бурундук»);

- О связи живой и неживой природы (по произведению Т.А. Шорыгиной «Великан и голубое озеро»);

- Живые цепочки (по произведению Т.А. Шорыгиной «Рябина»);

- Дождевой червяк (по произведению Т.А. Шорыгиной «Дождевой червяк»).

- «Все нужны на земле», «Правила безопасного поведения в лесу», «Золотая осень», «Зимушка - Зима», «Весна – красна», «Лето красное», «Кто от зимы не улетает», «По грибы, по ягоды», «Как звери готовятся к зиме», «Хищники или кто охотится в лесу», «Знакомьтесь: грибы».

- Познавательные сообщения «Знаете ли вы…».

Наблюдения:

- «Растения наших лесов», «Деревья и кустарники нашего края», «Листопад, листопад, листья жёлтые летят…», «Как узнать ель?», «Царство трав», «Животный мир нашего края», «Знакомьтесь: травоядные», «Пернатые жители лесного царства», «Эти удивительные насекомые», «Этажи леса», «Пищевые цепи», «Санитары леса».

- за насекомыми: муравьем, пауком, мухой, бабочками, майским жуком, божьей коровкой, комаром, дождевым червем, гусеницей.

-за растениями (в разное время года): рябиной, берёзой, осиной, тополем, ивой, тополем, елью, сосной, лиственницей; за деревьями и кустарниками; за подорожником, мать-и-мачехой, одуванчиком.

-за птицами: воробьём, сорокой, вороной, синицей, свиристелью, снегирем, грачом; за перелетными птицами осенью и весной, за зимующими птицами, «Следы птиц на снегу», «Кто прилетел к кормушке», «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели», «Сравнительное наблюдение вороны и сороки».

Рассматривание:

- картин: И. Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», И.И. Шишкин «Рожь», «Зима», К.Ф. Юон «Русская зима», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», Н.А. Комаров «Зайцы», «Волки», «Лоси»; В.Ф. Федотов «Заяц в осеннем лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки строят гнёзда», «Медведи в осеннем лесу».

- иллюстраций художников-иллюстраторов (Е. И Чарушин: «Медвежата», «Медведь - обжора», «Медведица с медвежатами», «Зайчата», «Волк-волчище», «Волчата», «Лисёнок»).

- альбомов с фотографиями «Травы и ягоды», «Деревья», «Кустарники», «Грибы», «Животные нашего леса», «Пернатые жители».

-плакатов: «Деревья: лиственные и хвойные»; «Перелетные и зимующие птицы».

-познавательных энциклопедий: «Обо всем на свете», серии «Моя первая энциклопедия о животных».

Проблемные ситуации: - «В тепле и холоде», «Почему трава осенью вянет», «Вверх к листочкам», «Испарение влаги с листьев», «Кто поможет?», «Зачем им крылышки?», «Как листья становятся питанием для растений», «У кого какие клювы?», «Как устроены перья у птиц», «Из чего птицы строят гнезда?», «Кто улетает, кто остается», «Лес без деревьев», «Насекомые покинули лес», «Для чего зайцам нужны волки», «Не вернулись перелетные птицы».

- Моделирование ситуации «В лес пришел человек – что будет?»

- Тренинг с детьми «Правила поведения в природе», «Правила личной безопасности при общении с животным миром».

Составление описательных рассказов:

- «Времена года» (с помощью схем), составление и отгадывание загадок о представителях животного и растительного мира, составление рассказов по картинам: «Лето», «Осень в лесу», «Зимой на лесной опушке»;

Диалоги – драматизации:

- «Как животные готовятся к зиме», «Лесной разговор».

Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Сентябрь», «Мышонок Пик», «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей», «Готовятся к зиме», «Хвосты», «Белкина сушильня», «Купание медвежат», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Сова», «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Мастера без топора»;

И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Осень в лесу», «Беляк»;

И. Сладков «Почему ноябрь пегий», «Суд над декабрём»;

К. Паустовский «Кот-ворюга», «Заячьи лапы»;

Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Поляной ночью», «Разговоры во льдах»;

Г. Снегирев «Пингвиний пляж»;

Е. Чарушин «Что за зверь?»;

Т.А. Шорыгина «Великан и Голубое озеро», «Дождевой червяк», «Рябина»;

М. Михайлов «Лесные хоромы»;

Г. Ладонщииков «Медведь проснулся»;

И.И. Акимушкин «Жил-был медведь»;

М. Пришвин «Золотой луг»;

К. Ушинский «Осень» (отрывок); «Лиса Патрикеевна»;

А. Кокачев «Война грибов»;

Ю. Дмитриев «Тайна берёзок», «Ёлкины иголки».

Чтение и разучивание стихотворений: Садовский «Осень», И. Бунин «Листопад», Е. Трутнева «Улетает осень», Е. Ильин «Синица», «Снегирь», С. Есенин «Береза», Ю. Мориц «Весна», Г. Ладонщиков «Весна», Б. Заходер «Серая звездочка», Р. Погодин «Жаба», К. Паустовский «Квакшва» и др.; Ф. Тютчев «Весенние воды», С. Пушкин «Зимнее утро», В. Фетисов «Зимний вечер», А. Фет «Уж верба вся пушистая…», С. Никулина «Русский лес», С. Михалков «Елочка», Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги…», «Осень на пороге».

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование.

Рисование по памяти «Осенний лес», «Полярный медведь», «Рисуем животных» – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина, «Красивое развесистое дерево зимой», «Белая берёза под моим окном», рисование по представлению «Деревья в инее», «Лесные ягоды», «Цветы на лугу», «Животные нашего леса», «Снегирь», «С чего начинается лес» - рисование по замыслу (оформление коллективного альбома).

Аппликация.

«Осенний ковёр», «Деревья», «Птицы нашего леса», коллективная аппликация «Зимний лес», коллаж «Жизнь на Земле», «Бабочка», «Мухомор».

Лепка.

«Кисть рябины», «Грибы», «Наш уголок природы» (животные): «Лось», «Заяц», «Лиса», «Медведь», «Птички прилетели и клюют зернышки».

Из природного материала.

«Осенний ковер», «Бабочка» (из осенних листьев), «Мышонок», «Котонек», «Пушистая верба», «Птица».

Конструирование.

- из бумаги «Лисенок», «Заяц», «Лягушка», «Пингвины и другие обитатели Антарктиды».

Музыкальное творчество.

Слушание: П.И. Чайковского «Времена года», «Жаворонок» (муз. М.И. Глинки), «Вальс цветов» П.И. Чайковского, «Песни зверей», сл. и муз. О. Ю. Мифтаховой; «Кукушка», коми нар. песня, «Совушка», русская народная, «Песня Зайчика», «Песня Лисы», «Песня Мишутки» сл. и муз. Е.Е. Соколовой, «Белка», муз. Н. Римского - Корсакова (из оперы «Сказка о Царе Салтане»).

Пение: «Лиса по лесу ходила», рус. нар. песня; «Зайка», муз. В. Карасёвой; «Берёзка», муз. Е.Тиличеевой.

Музыкальные игры с пением: «Зайчик», «Медведюшка», рус. нар. песни, обр. М. Красева, «Две тетери», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова, «Ёжик и мышки», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.

Дидактические игры:

- Парочки: «Цветы», «Грибы», «Птицы», «Насекомые», «Дикие животные»;

- Лото: «Растения», «Животные», «Кто где живёт?», «С какой ветки детка?», «Животные и их детёныши»;

- Домино: «Птицы», «Дикие животные»;

- «Что нам осень принесла», «Вершки-корешки», «Что растет на грядке?», «Где чей дом», «Продолжи предложение», «Что лишнее», «Подбери признак», «Подбери действие», «Весенние слова», «Закончи предложение», «Я знаю лес», «Назови птицу с нужным звуком», «Найди листок, как на дереве», «Третий лишний (растения, животные)», «Что растет в лесу», «Угадай, что за растение», «Узнай, чей лист», «Назови растение с нужным звуком», «Назови одним словом»; «Чего не стало?» (растения), «Угадай по описанию» (животные, птицы), «Кто спрятался» (птицы, насекомые, животные), «Кто больше увидит?» (животные, птицы и т.п.), «Бывает – не бывает» (растения, животные), «Придумай загадку», «Аналогии», «Вспомни и назови», «Запомни слова».

Подвижные игры. «Сорока», «Паук и лиса», «Хитрая лиса», «Назови детеныша», «Медведь и пчелы», «Птицы и снег», «Зайцы и Жучка», «Сорока», «Волк во рву», «Перелет птиц», «Совушка», «Птицы и дождь», «Птицы в гнездах», «Раз, два, три, к названному дереву беги», «Зайцы и медведи», «Лесной дом», «Воробей».

Сюжетно-ролевые игры:

«Исследователи». «В мире животных», «В зоопарке».

Игровые упражнения:

-по темам «Деревья», «Ягоды», «Животные, насекомые, птицы»: подбор названий действий к названию объекта; подбор максимального количества слов к названию действия; объяснение и исправление ошибочности суждений; дополнение предложения словами; составление предложения с парой слов;

-по теме «Животные, насекомые, птицы»: подбор названия жилища животного; подбор наименований животных и их детёнышей; подбор слова, отвечающего на вопрос «Кто?»

«Сбор гербария», «Сгребание опавших листьев к корням деревьев», «Уборка опавшей листвы», «Уборка опавших веток на участке», «Развешивание кормушек на территории детского сада», «Кормление птиц».

3. Заключительный этап

КВН для детей «Что? Где? Когда?»

Цель: закрепление полученных знаний детей о природоведческой литературе,

о взаимосвязях и взаимодействии всех объектов данной экосистемы.

Список использованной литературы

1. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 3, с. 24-26.

2. Веракса Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду //Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2008. - № 2. – С.16-20.

3. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.

4. Владимирова Т. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Учитель – 2009. - № 6, с. 32-33.