Развитие нравственной сферы личности дошкольника

Цель модели развития нравственной сферы личности дошкольника: создание полноценных психолого-педагогических условий для нравственного развития ребенка. Исходя из принципов построения модели процесса, его цели, а также на основе исследования особенностей нравственной сферы дошкольника и нравственного потенциала воспитателей и родителей, были определены общие задачи: выявление особенностей и усиление нравственного потенциала окружающей дошкольника социальной микросреды воспитательного микросоциума; выявление особенностей нравственной сферы личности дошкольника и индивидуально-дифференцированная работа с детьми, повышающая активность ребенка в освоении нравственного опыта; целевая подготовка и содействие в этом воспитателям ДОУ.

Содержание процесса развития нравственной сферы личности дошкольника

1.«Комплексная диагностика нравственной сферы личности дошкольника»: изучение уровня нравственного развития дошкольников на основе усвоения базисных этических понятий; изучение нравственного потенциала их педагогов и родителей; отслеживание результатов развития нравственной сферы личности дошкольника.

Основные формы и методы: психолого-педагогическая диагностика и мониторинг. Основной формой работы с родителями является комплексная технология «Нравственный потенциал».

2.«Развитие нравственной сферы личности дошкольника»: формирование нравственной сферы личности дошкольника на основе усвоения базисных этических понятий; индивидуально-дифференцированная психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими недостатки нравственного развития; стимулирование активности детей в освоении этических понятий, нравственных эталонов, ценностей, норм, правил и нравственного опыта; развитие позитивных нравственных отношений в процессе межличностного взаимодействия в группе детского сада

Основные формы и методы: нравственная беседа, положительный пример, убеждение, моральное стимулирование, позитивная оценка, одобрение, подкрепление; игровое моделирование, моделирование нравственных ситуаций; анализ жизненных конфликтных и игровых ситуаций, решение моральных дилемм, поведенческий тренинг, рефлексия, вербализация нравственных чувств, элементы социально-психологического тренинга, тренинга эмпатии, организация успеха детей в игровой деятельности, игровых и реальных отношениях; игровая коррекция, психогимнастика, естественный и формирующий эксперимент. Основной формой работы с детьми является комплексная технология «Нравственное единство».

3.«Нравственный потенциал воспитательного микросоциума»: повышение нравственной культуры родителей, построенное на диагностической основе; целевая психолого-педагогическая подготовка воспитателей детского сада. Основные формы и методы: спецкурсы «Формирование нравственной сферы личности дошкольника», «Нравственное развитие и воспитание детей в семье»; индивидуальное и психолого-педагогическое консультирование, организационно-деятельностные игры, консультирование, экспертная оценка, моделирование, психолого-педагогический анализ. Основной формой работы с педагогами является комплексная технология «Нравственная культура».

Субъекты процесса нравственного развития:

а) Педагог-психолог разрабатывает общую модель процесса сопровождения, руководит процессом её реализации, проверкой эффективности; создаёт условия для повышения нравственного потенциала педагогов и родителей, их превращения из объектов в субъекты процесса сопровождения; оказывает педагогам содействие в разработке психолого-педагогических технологий развития нравственной сферы личности дошкольника; осуществляет эмоциональную поддержку участников процесса, особенно детей, в решении проблем нравственного развития.

б) Воспитатели детского сада повышают свой нравственный потенциал, психолого-педагогическую грамотность в вопросах нравственного воспитания детей; разрабатывают и реализуют технологию развития нравственной сферы личности дошкольника; формируют нравственные отношения в группе детского сада; помогают детям и их родителям в решении проблем нравственного

в) Родители дошкольников совершенствуют свою нравственную культуру; создают в семье благоприятный психологический микроклимат для формирования нравственных отношений; разъясняют детям основные нравственные нормы и правила и контролируют их выполнение, стимулируя детей и оказывая им эмоциональную поддержку при затруднениях.

г) Группа сверстников, под руководством педагога, поддерживает позитивные эмоциональные отношения; содействует появлению нравственных образцов и моделей нравственного поведения; выражает своё отношение и оценивает нравственные поступки и проступки детей.

д) Ребенок-дошкольник, как субъект нравственного развития и саморазвития, активно усваивает этические знания, подражает нравственным образцам, имитирует нравственные эталоны, совершает моральный выбор и переживает его позитивно.

В главе 2 «Общий анализ компонентов нравственной сферы личности дошкольника» дается психологическая характеристика нравственного сознания, нравственных чувств, отношений и переживаний дошкольника, как компонентов нравственной сферы его личности.

А.В.Петровским (2000) сознание трактуется как целостный образ действительности, реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий самопереживание наряду с переживанием внеположенности мира, в котором существует субъект. С точки зрения П.В.Симонова, сознание есть оперирование знанием, способность к направленной передаче информации от одного лица к другому в виде абстрактных символов. Если у П.Я.Гальперина сознание – это основа регуляции действия, то у Л.И.Божович (1995) – сознание является центром, в котором интегрируются все психические новообразования, определяя тем самым личность как субъекта, как высшую психологическую систему, её структуру, её возрастные и индивидуальные особенности.

Развитие сознания ребенка в онтогенезе рассматривается как развитие значений (А.Н.Леонтьев). Благодаря значениям, в которых преломляется в сознании весь внешний мир, поведение человека делается разумным, как бы обращённым на поведение; значения делают его сознаваемым, подконтрольным.

Нравственное сознание – целостный образ действительности, позволяющий человеку понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь с позиций нравственных норм, благодаря которым всё воспринимаемое обретает нравственный смысл. Нравственное сознание предписывает личности определение поступка в качестве нравственного долга. В его содержании выделяют нравственное знание, понимание, умственные действия и нравственные переживания. Нравственное сознание ребенка обусловлено моральными ценностями, нормами, идеалами общества, взрослого окружения, которые в процессе интериоризации становятся личностно значимыми, превращаются во внутренние мотивы и личностные смыслы.

Высокая эмоциональность, эмоциональная окрашенность психической жизни и практического опыта составляют особенность дошкольного детства. Чувства выполняют большую роль в формировании новых мотивов поведения у детей, превращая их из знакомых в реально действующих, в реализацию имеющихся у субъекта мотивов поведения (А.В.Запорожец, 1980). Чувства ребенка – это культурно обусловленные эмоциональные переживания. Нравственные чувства – высшие социальные чувства, основанные на интериоризированных нравственных нормах и ценностях. Основными из них являются чувства долга, сочувствия, сострадания, сопереживания, соучастия, содействия.

Л.С. Выготский выделил переживание как «аффективное отношение» дошкольника. Нравственные переживания – особая эмоциональная деятельность большой напряженности со сложными и противоречивыми элементами, многократно возникающий момент в процессе существования устойчивого нравственного чувства.

Нравственные отношения основаны на общечеловеческих ценностях. По мнению А.В.Петровского, основу нравственных отношений составляет готовность субъекта сопереживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам. Они обусловлены нравственным потенциалом личности: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями.

Нравственное поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно длительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Анализ научной литературы позволяет выделить компоненты, составляющие мотивационную направленность нравственного поведения дошкольника: нравственные потребности и мотивы, моральное самосознание и самооценка, чувства и переживания, социальные эмоции. Для дошкольника развитие произвольного поведения состоит в преодолении им зависимости от тех или иных возникающих ситуаций. Усвоение общественных образцов поведения приводит к возникновению «внутренних этических инстанций», обеспечивающих возможность нравственных действий и поступков. Старшим дошкольникам доступны уже и абстрактные знания: они могут объяснять свои поступки, пользуясь конкретными нравственными понятиями.

По утверждению В.С.Мухиной (2004), принятие этических эталонов поведения определяется наличием следующих условий нравственного развития: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. В этом возрасте впервые появляется эмоциональное отношение к моральным нормам, то есть начинается формирование внутренней мотивации морального поведения (Л.И. Божович, В.С.Мухина). Л.С. Выготский писал о дошкольном возрасте как о периоде формирования механизмов подчинения своего отношения к вещам и к другим людям, интенсивного формирования механизмов личностного поведения.

Способы диагностики нравственной сферы личности дошкольника как интегрального единства нравственного сознания, поведения, отношений, чувств и переживаний ребёнка. Подавляющее большинство методик по изучению нравственного развития дошкольников не имеют четкого методологического обоснования и не валидизированы. Они направлены на исследование конкретного параметра одного из компонентов нравственной сферы личности, не затрагивая этот компонент полностью. Не созданы методики, которые охватывали бы нравственную сферу в единстве всех её компонентов и обеспечивали бы представление об общем уровне нравственного развития ребенка. На основе методологического анализа и психодиагностических принципов, изложенных во введении, первой и второй главах теоретического исследования, а также результатов оценки имеющегося психодиагностического инструментария, в соавторстве с Р.В.Овчаровой разработана «Комплексная методика исследования нравственной сферы личности дошкольника на основе усвоения базисных этических понятий» («МИНСэп»).

Цель методики: методика предназначена для исследования уровня сформированности когнитивного (знание, понимание, умственные действия и переживание), эмоционального (чувства и отношение), поведенческого (действия и поступки) компонентов нравственной сферы личности дошкольников 4-7 лет на основе усвоения базисных этических понятий.

Структура методики: методика состоит из трех частей (исследование нравственного сознания, исследование нравственных чувств и исследование нравственного поведения дошкольников). Каждая часть согласно трехкомпонентной структуре (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты) содержит по три задания. В заданиях проверяется показатель отдельного компонента и их единство. Построение заданий позволяет проверить единство нравственного сознания, чувств и поведения ребенка и определить общий уровень нравственного развития и отдельных компонентов нравственности. В результате психодиагностического обследования можно определить пять уровней нравственного развития. В соответствии со стандартными требованиями к психологическим тестам методика «МИНСэп» была проверена на валидность и надежность:

1. Оценка содержательной валидности осуществлялась с помощью метода экспертных оценок. В группу экспертов вошло 60 психологов- преподавателей вузов, имеющих опыт исследования нравственного развития дошкольников, и 60 воспитателей высшей и первой категории различных дошкольных учреждений. Оценивалось содержание каждого задания на соответствие его определенному компоненту нравственной сферы личности и его доступность для дошкольника. Все задания прошли успешно проверку содержательной валидности. Коэффициент конкордатности мнений экспертов по разным заданиям составил от 83% до 95%.

2. Оценка эмпирической валидности производилась с помощью статистического коррелирования результатов опросника «МИНСэп» с результатами методик, валидность которых известна: это методика «Незаконченные истории» Г.А.Урунтаевой, модифицированная Л.Ю.Соломиной; проективный рисуночный тест В.С. Мухиной «Доброе-злое»; методика «Цветик-восьмицветик» А.О.Прохорова; методика Р.Н.Ибрагимовой «Изучение проявлений чувства долга»; методика «Изучение морального поведения» С.Г.Якобсон, Г.И.Моревой; визуально-вербальная методика Р. Жиля.

Проверка внешней валидности методики «МИНСэП» методом корреляционного анализа была проведена на всей группе дошкольников и на возрастных подгруппах 7,6,5 и 4-х летних детей. Выявлено большое число достоверных связей валидизируемой методики с известными работами (85), а также их пригодность для работы с детьми 4-7 лет. Коэффициенты корреляции по возрастным подгруппам 4,5,6,7 лет соответственно составили r>0,53, r>0,28, r>0,28, r>0,33; в целом по всем дошкольникам – r>0,32.

3. Проверка внутренней валидности методики. Корреляционный анализ выявил взаимосвязи как между отдельными компонентами нравственной сферы личности дошкольника (нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение), так и между отдельными параметрами внутри компонентов (из 144 возможных связей – 56 достоверных на уровне значимости при r?0,270 при р ?0,001).

4. Оценка ретестовой надежности методики «МИНСэП» проводилась посредством повторного тестирования (через месяц) одних и тех же испытуемых, в количестве 300 дошкольников 4-7 лет (150 девочек и 150 мальчиков); за индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двух тестирований. Для выявления корреляционных связей между показателями шкал методики «минсэп» использован коэффициент корреляции К. Спирмена (форма их распределения отличалась от нормального). В обеих группах коэффициенты корреляции оказались значимыми на уровне р. 0,01 (табл.1 ).

Ретестовая надежность шкал методики «МИНСэп»

п/п Наименование шкалы Коэффициент корреляции

при р. 0,01

1 Нравственное сознание как знание базовых этических понятий 0,611

2 Характер умственных моральных действий ребенка на основе этических понятий 0,809

3 Единство нравственных знаний и переживаний 0,671

4 Эмоциональное отношение ребенка к базовым этическим понятиям 0,643

5 Адекватность эмоциональных переживаний ребенком нравственных ситуаций

6 Эмоциональное отношение ребенка к абстрактным нравственным ситуациям и ситуациям морального выбора 0,682

7 Способность ребенка совершать нравственные действия и поступки адекватно ситуации 0,753