Программа «Развитие речи и познавательных способностей»

Авторская педагогическая разработка (адаптационная) программа логопедических занятий «Развитие речи и познавательных способностей» для учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы-интерната. В программе присутствует пояснительная записка, содержание, календарно-тематический план на 2 года обучения.

Пояснительная записка

Актуальность программы “Развитие речи и познавательных способностей”.

У школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств. В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих.

Развитие моторики, в том числе и речевой, у детей с нарушением интеллекта протекает замедленно. Серьезные недостатки наблюдаются и в лексике. Словарный запас беден, ограничен обиходно-бытовой тематикой. В словаре преобладают существительные с конкретным значением. Отдельные грамматические категории совсем не употребляются или составляют в их словаре минимальный процент.

Сложно протекает и процесс овладения детьми с нарушением интеллекта синтаксической стороны речи. Отмечается малая распространенность предложений, пропуски слов и словосочетаний, необходимых для построения фразы, встречается нарушение связи слов в предложении.

Школьники с нарушением интеллекта характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно — словесно-логического мышления. У таких детей на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом.

Таким образом, при устранении нарушений речи у школьников c интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, психопатологические особенности детей. В связи с этим развитие речи должно быть тесно связано с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

Речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования коррекционных мероприятий, предусматривающих формирование речевой практики, в процессе которой происходит обучение речи как средству общения и сообщения. Направленное обучение детей является эффективным лишь тогда, когда оно проводится планомерно и систематически.

В процессе занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку — именно это составляет суть логопедической работы. Специфика работы заключается в особой подаче и форме коррекционных занятий, цель которых не дублирование классных занятий, а активизация речемыслительной деятельности ребенка.

Новизна программы

При разработке данной программы были использованы программы

  1. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет» (С.И. Карпова, В.В.Мамаева),
  2. «Развитие речи детей с ОНР» (Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина)
  3. Учебно-методическое пособие «Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи 1- 4 класс» (М.Ю. Гаврикова), а также на основании результатов собственного обследования устной речи учащихся.

Темы, предлагаемые в этих программах, переработаны и дополнены с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей обучающихся с недостатками интеллектуального развития.

Данная программа разработана для использования на логопедических занятиях, предусмотренных федеральным базисным учебным планом, и адресована учащимся начальных классов. Программа “Развитие речи и познавательных способностей” имеет нормативный срок реализации – 2 учебных года, общий объем – 136 часов, по 68 часов на каждый год, режим занятий – 2 раза в неделю.

Цель программы:

1 год обучения: способствовать формированию высших форм познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению через речевое развитие.

Задачи:

  • целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
  • развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;
  • научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
  • развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;
  • развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ;
  • развивать наглядно — образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;

2 год обучения: развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Задачи:

  • развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения и текста;
  • формировать практические представления о тексте;
  • развивать умения и навыки анализировать текст;
  • формирование и развитие грамматически правильной речи;
  • формирование и развитие выразительной, связной речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • развивать умения и навыки построения самостоятельного связного высказывания;
  • развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления.

Материал первого года обучения разбит на лексические темы. Одна тема рассчитана на два часа. В первой части изучения темы учащиеся выполняют все задания и упражнения в устной форме, а во второй – ученики работают на рабочих листах. В конце каждой четверти отводится час для контроля усвоенных знаний.