3 Бытовая деятельность в дошкольном возрасте

Правила поведения и нормы вежливости продолжают активно усваиваться ребенком в дошкольном возрасте (С В Петерина) В бытовой деятельности более ощутимым становится ориентация на требования окружающих, стремление с помощью поведения заслужить одобрение взрослых, понравиться другим Поэтому для дошкольника важным становится не просто подражание действиям взрослых, а качественное выполнение бытовых процессов Дети н Эрта внимание на критерии оценки взрослым качества выполнения действий по самообслуживанию: плохо вымыл руки, потому что не пользовался мылом; неправильно разложил игрушки, когда убирал в комнате Постепенно эти критерии, сначала использует взрослый, ребенок начинает употреблять при оценке товарищей Сама же делать аналогичные ошибки, не замечая их Возникают ситуации, когда дошкольник пытается объяснить и сверстнику, как следует выполнять ту или иную бытовой процесс, но при этом падает лишь отдельные фрагменты, не раскрывая целостной последовательности операций Например, дает установку: \"повергну одежда на стульчик Вот так, на спинку \"Но не объясняет, какие вещи следует составить сначала, которые сверху на них, как расправить складки, чтобы одежда не замялась щоб одяг не зім'явся.

Ребенок с восторгом относится к выполнению бытовых процессов, стремится помочь взрослому в уборке комнаты, в стирке, в уходе за цветами и животными и т.п. Если раньше ребенка привлекало же выполнения процесса, то сейчас основной интерес перемещается на получение одобрения, благодарности дорослого.

Наблюдается расширение в понимании смысла бытовых процессов, выход в этом смысле на уровень социальных отношений: нужно вымыть руки перед тем, как раскладывать хлеб к обеду другим детям, потому что от д грязи на руках они могут заболеть Отмечается способность предвидеть последствия своих дий.

протяжении дошкольного возраста совершенствуется способность комментировать бытовые процессы, описывать их в речи, объясняя другим детям; растет социальная ориентированность мотивации выполнения бытовых процесс сел (стремление избежать стыда, замечаний, отрицательных оценок сверстников и взрослых.

Взрослый может способствовать усвоению ребенком как мотивационной, так и операционной стороной бытовой деятельности дошкольника усвоения новых культурно-гигиенических навыков происходит легче и быстрее ум языка четких объяснений со стороны взрослого значение этих навыков и последовательности операций, из которых они состоят Участие взрослого в первом практическом выполнении действия уменьшается по сравнению с ранним возрастом когда в бытовом процессе действия взрослого и ребенка тесно переплетались Теперь дошкольник действует по словесной инструкции Для закрепления культурно-гигиенических навыков важно систематически и внимательно контроля ваты ребенка, обращать ее внимание на признаки качественного выполнения бытового процесса, объяснять недостатки и ориентировать на их последующее преодолениеання.

навыки, которыми ребенок овладел в раннем возрасте еще больше автоматизируются, объединяются в цепочки, образуя определенную систему Растет количество устойчивых навыков - привычек, которые обусловлены внутренними потр ребамы ребенка, а не внешними требованиями взрослых К концу дошкольного возраста бытовые процессы осуществляются без напоминаний взрослых, по инициативе самих младей.

Режим дня продолжает играть важную роль в организации поведения ребенка течение всего дня ребенок использует усвоенные навыки, совершенствует их и овладевает новыми Просыпаясь, она застилает св ной постель, умывается, одевается Умеет вести за столом во время приема пищи, используя при этом столовые приборы Помогает родителям или воспитателю убрать со стола, участвует в мытье посу ду Наблюдение за своей внешностью: причесывается, когда замечает какие-то проблемы в прическе; ухаживает за своей одеждой, замечает, когда он испачкался или расторгнут тощ тощо.

Включение ребенка в труд взрослых приводит к сближению культурно-гигиенических навыков с трудовыми Навыки самообслуживания распространяются на помощь окружающим: завязать шарфик не только себе, но и товарищу, принести тряпку и помочь вытереть разлитую кем-то воду, разнести столики тарелки к обеду всем дитям.

Заключение об особенностях развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:

- преобладает социальная мотивация выполнения бытовых процессов дошкольником, который ориентируется на требования и одобрение окружающих;

- происходит осознание связи между налаживанием нормальных взаимоотношений с окружающими и соблюдением правил поведения в бытовой деятельности;

- операционная сторона бытовой деятельности развивается как совершенствование качества выполнения усвоенных культурно-гигиенических навыков и усвоения новых;

- растет внутренняя составляющая в мотивации бытовой деятельности, у ребенка формируется потребность соблюдать культурно-гигиенических норм и на этой основе навыки переходят в привычки;

- роль взрослого в развитии бытовой деятельности дошкольника состоит в объяснении значения навыков и в раскрытии операционного их состав, для закрепления навыков в поведении ребенка взрослый должен системы стематично контролировать их выполнение

- навыки самообслуживания приобретают признаки трудовых действий, когда ребенок использует их на помощь окружающим

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter