Развитие математических способностей дошкольников посредством логических игр и упражнений.

Развитие математических способностей дошкольников посредством логических игр и упражнений.

Автор: Солобуда Светлана Владимировна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 76№ г. Томск.

О себе: Работаю в данном учреждении в должности воспитателя 25 лет. При работе с дошкольниками использую логические игры и упражнения, которые развивают у детей внимание, мышление, память. Люблю делать поделки из ниток (цветы, вазы для цветов, конфетницы, елочные игрушки, животных и птиц).

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить ребенка-дошкольника считать и измерять предметы, решать арифметические задачи, но и видеть в окружающем мире свойства, отношения и зависимость предметов, уметь передавать их с помощью знаков-символов, учить выстраивать умственные операции, логически мыслить.

Формирование начальных математических понятий и действий проходит те же этапы, что и всякое умственное действие. На первом этапе ребенок осуществляет счетные операции лишь с опорой на внешние предметы. На втором этапе математические действия осуществляются в плане громкой речи.

В процессе развития математических способностей у детей формируются психические и речевые способности. В работе с детьми использую разнообразный речевой материал: веселые стихи; сказки; рассказы о цифрах, геометрических фигурах; отгадывание загадок, решение ребусов, разучивание считалок, поговорок, дразнилок. Благодаря такой работе у детей развиваются внимание, память, воображение, мышление.

При изучение цифр, геометрических фигур предлагаю детям обследовательские действия. Этой деятельностью дети учатся рассказывать о свойствах, ощущениях, у них развивается двигательная и зрительная память. Широко использую в такой работе прием штриховки и закрашивания. Закрепляя материал по данному направлению, уточняю знания детей о цвете, форме предмета, расположение предмета на листе бумаги и в пространстве. При составлении цифр из кубиков у детей развивается внимание, память, мелкая моторика пальцев рук. Для развития воображения использую упражнения: «На что похожа цифра?», «Добавь цифру», «Какое число получилось?», в процессе которых у детей развиваются творческие способности, фантазия, речь.

В процессе использования различных видов несложных логических игр и упражнений у детей развиваются последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Обучение детей по данному направлению начинаю с более простых задач и постепенно перехожу к более сложным действиям. Организуя такую работу, ставлю цель – научить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов.

В своей работе с детьми использую логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. При совместной деятельности с детьми использую математические загадки, задачи-шутки, задачи в стихах, упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физминутки, считалки, головоломки, задачи на сообразительность.

В своей работе использую также математические упражнения, которые направлены на развитие интеллектуальных операций и логического мышления. Дидактическая игра создает условия для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала, о количестве, счете, числе. Очень часто использую в работе с детьми дидактические игры с математическим содержанием.

Головоломки развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способов решения. Обучая детей решению головоломок я придерживаюсь приему от простого к сложному. В своей работе использую разные виды головоломок: арифметические (угадывание чисел); геометрические (называние геометрических фигур и форм); буквенные (решение кроссвордов, шарад, анаграмм). Такие головоломки предназначены для развития у детей сообразительности, логического мышления.

Детям от четырех до шести лет предлагаю упражнения на составление фигур из счетных палочек. Данные упражнения учат дошкольников искать путь решения, умению планировать ход, высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения. Упражнения со счетными палочками помогают овладевать мыслительными операциями

В своей работе использую считалки, которые интересны и доступны детям. Данный материал использую при проведении занятий, подвижных игр, физкультминуток.

Огромную радость доставляют детям задачи на сообразительность. Начинаем решать с более простых задач, которые по мере освоения можно постепенно усложнять.

Для развития у детей математических представлений в своей работе использую занимательный материал, который подбираю исходя из цели образовательной области, уровня развития ребенка. Методически правильно подобранный материал в работе с детьми способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие способствует постепенному переносу с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, не должна перегружаться ни умственно, ни физически. Интерес детей к игре постепенно переходит к обучению.

Логические игры и упражнения направлены на умение детей мыслить последовательно, обобщать изображенные предметы по признакам, находить отличия между предметами, решать устные задачи на поиск ответа путем рассуждений.

Игры по математическому развитию привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможность использования их в разных видах деятельности. Игра позволяет ребенку радоваться тому, что он познает. Работу по данному направлению начала с детьми средней группы, используя пособие «Сложи узор». В начале работы по данному пособию предлагаю детям по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставлю обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из кубиков, то есть выполнять творческую работу. Для подготовки занятий по математическому развитию использую игровые сюжеты, которые представлены в пособии «Математика от трех до семи» З.А.Михайловой. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов; чисел; арифметических действий; пространственно — временных отношений; многообразие геометрических форм. Для формирования логического мышления в группе созданы условия:

— подобран занимательный материал для всех возрастных групп;

— разработана схема последовательного включения данного материала в содержание занятий по математическому развитию;

— создан математический уголок для самостоятельной, познавательно-игровой деятельности, постоянно пополняющийся комплектом игр.

Чем лучше малыш научится видеть закономерности, составлять последовательные логические цепочки, группировать и обобщать, тем успешнее он будет усваивать математику. Игры и занятия для дошкольников тренируют логику и мышление, внимание и память. В основу логических игр и упражнений положены два принципа: «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет мне решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во-первых, логические игры дают пищу для ума с раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия для опережения развития способностей. В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, логические игры очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя, нужно сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Использованная литература:

1. Гурьянова Ю.Ю. Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов.

2. Сербина Е.В. Математика для малышей: Кн.для воспитателя детсада.

3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.

4. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет. Кн.для воспитателей дет.сада и родителей.

5. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.

6. Соколова Ю.А. Тесты на готовность к школе.

7. Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет.

8. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн.для воспитателя детсада.

9. Соловьева Е.В. Учимся считать: в мире чисел: для ст.дошк.возраста.

Декабрь 3, 2012