Кафедра гигиены и экологии человека

Методическая разработка практического занятия

для студентов педиатрического факультета

по теме:

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Красноярск 2000г.

Моторное развитие - один из важнейших критериев комплексной оценки

состояния здоровья ребенка.

Физическая активность направлена на достижение и поддержание высокого уровня здоровья, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование точных двигательных навыков и основных движений, способствует выработке у детей привычки кспециальным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к труду и спорту.

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигнуть высоких результатов в спорте.

Физические качества - сила, ловкость, выносливость, гибкость, являются основными составляющими физического потенциала человека.

Существует ряд методик, с помощью которых можно оценить развитие у ребенка основных двигательных навыков. В методических рекомендациях представлены некоторые из них, используемые при оценке физического развития детей дошкольного и школьного возраста.

Цель занятия - овладеть методами оценки двигательной активности детей различных возрастных групп.

Студент должен знать:

- физическая активность как фактор функционального и морфологического развития ребенка;

- возрастные особенности развития моторики, физических качеств у детей и подростков;

- формы и средства физического воспитания детей и подростков;

В процессе обучения студент должен уметь: изучать и оценивать показатели уровня физической активности ребенка в различные возрастные периоды.

Практическое занятие проводиться в базовых детских учреждениях (ДДУ, общеобразовательная школа), где студент самостоятельно изучает и оценивает по представленным методикам моторное развитие ребенка и использует эти данные при проведении комплексной оценки физического развития и здоровья обследуемого ребенка, разработке рекомендацийпо его совершенствованию.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Для определения объема двигательных навыков используется специальная методика определения скорости и качества ходьбы. Исследование проводится на асфальтированной или утрамбованной дорожке длиной 12 метров. На дорожке отмечают границы расстояния, которое должен пройти ребенок, подошвы обуви смазывают мелом. Старт обозначен чертой, проведенной мелом. Фиксируют время, в течении которого пройдена дистанция 10 метров и определяют количество шагов в минуту, среднюю длину шага, координацию движения (наличие содружественного движения рук и ног), наличие или отсутствие добавочных движений (раскачивание боковое и вокруг вертикальной оси, "растопыривание" рук, шарканье ногами; соблюдение указанного направления); положение ног (прямое, полусогнутое); равномерность шага. При правильной ходьбе корпус держится прямо, плечи слегка отведены назад, движение рук и ног согласованы, ноги поднимают высоко и не шаркают ими по полу.

Исследование бега:

Скорость бега на расстоянии 10, 20, 30 метров (табл.1). Обследование проводиться на асфальтированной или утрамбованной дорожке. Старт обозначается чертой, через 5 метров проводиться вторая черта. Перед ребенком ставится цель - добежать как можно скорее до 2-й черты. Этим удается избежать замедления, которое наблюдается у ребенка при приближении к финишу. Фиксируют скорость бега в секундах и координацию движений (наличие дружественного движения рук, должны отсутствовать добавочные движения, мелкий семенящий шаг, полусогнутые в коленях ноги, шарканье ног); темп (количество шагов в минуту). Целесообразно подошвы обуви натереть мелом и после бега провести черту на отпечатки стоп от носка до пятки.

Прыжки в длину с места: на землю или на пол кладут шнур. Ребенок стоит у шнура, касаясь его носками, прыгнуть нужно как можно дальше. Учитывают расстояние от шнура до пятки в момент приземления. Прыжки повторяют 2-3 раза и записывают максимальный результат (табл.2). Кроме того, оценивают качество прыжка (как проводится подготовка к прыжку), правильная ли техника; использует ли ребенок небольшие приседания, отведение рук назад с целью более сильного размаха при толчке. Характер отталкивания (сила толчка, взмах рук, помогающий более дальнему полету); характер приземления - легко на полусогнутые ноги, мало сгибает колени, не одновременность (одновременность) постановки стоп на землю, опускание на всю стопу, с переходом пятки на носок. При правильном прыжке наблюдается хороший толчок с отрывом от почвы, мягкое приземление на полусогнутых ногах.

Прыжок в высоту с разбега: подвешивают на стойках шнур на высоте 25 см для детей 4-х лет, 35 см. - для 5 лет, 45 см. - для 6 лет. Высоту постепенно повышают (на 5 см.) и записывают максимальную высоту (табл. 3), которую ребенок взял. Если ребенок не может перепрыгнуть заданную высоту – расстояние уменьшается на 5 см. Оценивается высота прыжка, качество выполнения задания.

Метание на дальность: для метания используют мешочки с песком (вес 150- 200 г.) или теннисные мячи. Ребенок получает задание бросить мешочек или мяч как можно дальше по 2 раза правой и левой рукой. Ребенок должен стать у черты. Учитывается расстояние (в метрах) от черты до места падения мешочка (табл. 4). Кроме этого, учитывают технику метания (правильность позы, поворот туловища в сторону метающей руки, правая нога должна быть несколько отставлена назад, хороший размах руки), наличие добавочных движений: поднятие на носки, растопыривание пальцев. При правильном метании наблюдается энергичный размах, соблюдение указанного направления, правильное исходное положение - левая нога выдвинута вперед, разворот корпуса вправо.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ.

1. Сила плечевого пояса.

(Степень динамического усилия)

а) Число подтягиваний.

1. Учащийся, несколько подпрыгнув, повисает на перекладине, прикрепленной, соответственно его росту, на такой высоте от пола (уровня земли), чтобы в положении висения на вытянутых руках ступни учащегося не касались пола (земли).

При испытании силы плечевого пояса у девочек - перекладина прикрепляется на высоте вытянутых рук вверх.

2. По команде "начинай" учащийся, сгибая руки в локтевом суставе, плавно подтягивает туловище до такого положения, чтобы подбородок достиг высоты перекладины. Затем, выправляя руки, учащийся опускает туловище до исходного положения, вниз, не касаясь ступнями пола.

Кисти рук, разведенных на ширине плеч, обхватывают перекладину сверху (большой палец снизу). Такие плавные движения туловища: вверх (подтягивание) и вниз (опускание) без сгибания ног, повторяются учащимся в одном и том же ритме до отказа.

При испытании силы плечевого пояса у девочек движения (подтягивание) начинаются не из положения виса, а из положения стоя на полу. После каждого спускания девочка слегка касается на один момент ступнями пола.

3. Исследователь учитывает число подтягиваний и опусканий, принимая за одну единицу одно подтягивание и опускание вместе. Испытание заканчивается на том подтягивании, которое учащийся совершает не полностью (не до подбородка) или при невозможности вовсе подтянуть туловище (нет сгибаний рук). Неполное подтягивание оценивается условно в 0.5 единицы, отсутствие сгибаний рук - в нуль единиц.

Если движения совершаются технически недостаточно тщательно (ноги не выпрямлены, а полусогнуты, поджаты, корпус согнут, движения сопровождаются рывками и т.п.) или сопровождаются значительными гримасами, оскалом зубов и т.п. - оценка снижается на 0.5 единицы.

Для ориентировочной оценки получение данных развития силы плечевого пояса временно, впредь до разработки местных норм для настоящего времени, можно руководствоваться следующей возрастно-половой шкалой (И.Яблоновский), (табл. 5).

Продолжительность висения на согнутых руках (степень статического усилия).

1) Исходное положение учащегося такое же, как при учете числа подтягиваний (см. выше).

2) По команде "начинай" учащийся сгибает руки в локтевых суставах и принимает положение виса до отказа.

3) Исследователь учитывает по секундомеру время, в течении которого учащийся сохраняет положение виса. Для ориентировочной оценки полученных данных временно, впредь до разработки местных норм для настоящего времени, можно пользоваться следующей возрастно-половой таблицей средних величин (П.В.Серебровского) (табл. 6).

2. Сила броска рукой.

1. Учащийся, стоит у черты (на полу, на земле) и кладет на ладонь зашитый со всех сторон мешочек с песком определенного заведомо точного веса (например 1 кг.). Подготовившись к тому, чтобы совершить бросок (стойка в полоборота, одна нога выставлена вперед, противоположная рука с мешочком откинута назад), он, в соответствии с данной ему инструкцией, старается бросить мешочек "со всей силы", "как можно дальше". Сначала два раза подряд учащийся бросает мешочек правой рукой, потом тоже два раза - левой.

2. Исследователь каждый раз измеряет расстояние, на которое брошен мешочек, пользуясь прикрепленной к полу (к поверхности земли) измерительной лентой (начало ее совпадает с указанной выше чертой) и учитывает максимальное расстояние, отдельно для броска правой, отдельно - левой рукой.

Для ориентировочной индивидуальной оценки силы броска, впредь до разработки местных норм, можно пользоваться средними данными, приведенными в следующей таблице 7 (Н.В.Серебровская).

3. Сила брюшного пресса.

1). Учащийся садится на пол (поверхность земли, коврик, мат и т.п.), ноги вместе, еле согнуты в коленях, носки закреплены, поддеты под нижнюю перекладину гимнастической стенки, либо исследователь придерживает их рукой сверху так, что при поднимании и опускании туловища пятки учащегося слегка скользят. Учащийся закладывает руки на затылок, соединяя кисти между собой концами пальцев, локти отводит назад, голова чуть приподнята, туловище - прямое.

2). По команде "начинай" учащийся опускает туловище в положение лежа; при этом соприкосновение с полом (матом) отдельных частей тела учащегося происходит в следующем порядке: затылок, локти, спина. После этого учащийся возвращается в исходное положение сидя (см. выше) и так далее до отказа, сохраняя каждый раз туловище прямым.

3). Исследователь учитывает число опусканий и поднятий туловища, принимая за единицу одно опускание и поднятие вместе.

При дугообразном положении туловища, согнутой голове, сведении локтей вперед суммарная оценка снижается на одну единицу.

Для ориентировочной индивидуальной оценки развития силы брюшного пресса, впредь до разработки местных норм, можно пользоваться следующей шкалой (И.Яблоновский) (табл.8).

4. Длинна и высота прыжка с места.

(Испытание силы нижних конечностей).

1). Учащийся становится в свободную стойку у черты на полу так, чтобы края носков совпадали с этой чертой. Ему предлагается по команде "можно" произвести произвольный размах руками и совершить прыжок в длину на максимальное расстояние, которое измеряется от черты до пяток (задняя граница ступней) с точностью до 10 сантиметров. Испытание повторяется еще два раза.

2). Исследователь учитывает (в сантиметрах) максимальное из трех прыжков расстояние. Для облегчения его измерений можно провести перпендикулярно к указанной черте вторую, которую размечают через каждые 10 сантиметров (измерение длинны прыжка с точностью до 10 см.).

Для ориентировочной индивидуальной оценки длины прыжка с места, впредь до установления современных норм, можно использовать следующую шкалу (табл.9).

б) Высота прыжка (с места).

1. На полу стоят на одной линии на расстоянии друг от друга в 2 метрах две деревянные стойки для прыжков (имеющиеся обычно в школьном спортивном инвентаре).

Для измерения высоты прыжка служит легкая бамбуковая палка (типа удочки), концы которой вставляются в одно и то же отверстие обеих стоек (как бы соединяя стойки). При отсутствии такой палки в отверстие стоек продевается веревка с подвешенным на ее концах мешочками с песком, весом около 200 гр. каждый, чтобы веревка нигде не провисала. На полу (на земле) между стойками кладется мат.

2. Группа учащихся становится друг за другом непосредственно против бамбуковой палки (веревки) и каждый прыгает (с места) через нее. В начале палка (веревка) вставлена в первое от пола отверстие (обычно 30-45 см.). По мере того, как учащимися "берется" эта высота, палка (веревка) переставляется в следующее вверху отверстие, отстоящее, как правило, друг от друга на 5 см. и так далее до той высоты, которую не "берет" (задевает ногами палку) никто из испытуемой группы учащихся, после двух кратнойпопытки.

3. Исследователь записывает каждому учащемуся "взятую" им максимальную высоту. Для ориентировочной индивидуальной оценки высоты прыжка, впредь до установления соответствующих местных норм, можно руководствоваться следующими данными (Р.Т.Тамуриди) - табл.10.

5. Скорость пробега.

(с поворотом "челночный бег" на расстояние 30 метров).

1. На полу (земле) на расстоянии 10 метров друг от друга проведены 2 параллельных черты. У наружного края каждой черты нарисованы на расстоянии 5 см друг от друга 2 круга диаметром 15 см. В каждый из этих кругов, которые нарисованы у черты, откуда начинается бег, положена коробка спичек. У этой коробки становится испытуемый босиком или в резиновых тапочках и обычной спортивной одежде.

2. Исследуемому дается для выполнения такая задача: ставши по сигналу "приготовиться" у черты в положении основной стойки, испытуемый по сигналу "марш" должен схватить из одного круга одну коробочку, бежать как можно быстрее к противоположной черте, уложить в один из кругов у этой черты, взятую раньше коробочку, повернуться и бежать обратно к исходной черте; здесь схватить вторую коробочку, повернуться, второй раз бежать к противоположной черте, положить взятую коробку во второй круг, и стать в положение основной стойки, пробежавши таким образом всего расстояние в 30 метров и сделавши два поворота.

Исследователь учитывает по секундомеру (с точностью до 0.1 сек.) время, в течении которого испытуемый выполнил указанное выше задание. Задание выполняется два раза; зачитывается лучший результат. Для ориентировочной оценки результатов впредь до выработки местных возрастно-половых "норм", можно руководствоваться данными следующей таблицы (И.И.Яблоновский) - табл.11.

6. Выносливость статического усилия.

1. Испытуемому по команде "начинай" предлагается поднять руки до уровня плеч и держать в таком положении (не сгибать, не поворачивать и т.д.) "сколько хватит сил".

2. Исследователь по секундомеру учитывает истекшее время. Для ориентировочной оценки полученных данных временно можно пользоваться следующей стандартно-сигмальной таблицей (Р.Т.Тамуриди) - табл.12.

7. Динамическая выносливость.

1. Динамическую выносливость проще всего, но не достаточно точно, определяют путем учета максимальной продолжительности и максимального числа поднятий на

носках (связочно-мышечный аппарат голени и стопы), совершенных в заданном ритме, а так же в степени соблюдения этого ритма.

2. Исследуемый становится в положение как бы для измерения роста стоя: пятки вместе, носки врозь, колени разогнуты, без туфель. Руки кладут на бедра. По команде

"начинай" испытуемый в соответствии с заданным ритмом (4 хлопка ладонями в течении 2-х секунд) поднимается и опускается на носках в течение доступного ему времени ("через силу не подниматься").

3. Исследователь считает сколько раз испытуемый поднялся и сколько раз нарушил в течении этого времени заданный ритм (удары ладонями все время повторяются). Для ориентировочной оценки полученных результатов временно можно пользоваться следующими данными (Н.В.Серебровская) - табл.13.

8. Испытание меткости.

(бросание мячей в цель)

Движения руки правой и левой.

На стене подвешивается мишень в виде круга, в котором чередуются черные и белые полосы для контраста. Диаметр мишени 35 см. Нижняя граница мишени на высоте 2 метров от пола. На расстоянии 3 метров от мишени, параллельно стене, проводится черта длинной в 1 метр. Ученик (ученица) должен бросить 5 мячей сначала правой, потом левой рукой в мишень, стараясь в нее попасть. Исходное положение: ученик стоит лицом к мишени в полуоборот. Стойка свободная, ноги несколько расставлены, впереди стоящая нога не должна переходить за черту. По команде "начинай" ученик бросает по одному мячу в цель. Способ броска произвольный. Оценка одинаковая для мальчиков и девочек. Подсчитываются и записываются число попаданий в мишень (из 5 мячей) отдельно правой и левой рукой. При этом каждое попадание принимается за единицу - табл.14.

9. Двигательный ритм.

Количество постукиваний в течении 10 секунд.

Постукивание производится в течении 10 секунд, сначала правой, затем левой рукой с определенной быстротой. Для ориентировочной оценки полученных данных временно можно пользоваться следующими данными:

40- 50 движений для 8- 9-летнего возраста;