Лекция 10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В результате изучения материала данной главы студент должен:

• характеристику личностных особенностей детей дошкольного возраста: самосознания, эмоциональной, волевой и мотивационно-потребностной сфер, нравственного развития;

• содержание компонентов психологической готовности к школьному обучению;

• выявлять трудности в личностном развитии детей;

• конструировать оптимальные условия для развития различных сфер личности детей дошкольного возраста;

способами применения полученных знаний в практической работе;

• навыками и методами психодиагностики личностного развития детей, готовности к школе, психокоррекционной и психолого-просветительской работы.

Развитие сферы самосознания ребенка в дошкольном детстве

В дошкольном детстве у ребенка продолжается развитие осознания того, что он собой представляет, какими характеристиками обладает, как относятся к нему окружающие люди и чем обусловлено это отношение (рис. 10.1). Это проявляется в самооценке, т.е. в оценке ребенком своих достижений и неудач, своих качеств и возможностей. Предпосылкой развития самосознания является отделение себя от других людей, которое начинается уже в раннем детстве. У младших дошкольников еще нет обоснованного и адекватного представления о себе. Дети часто приписывают себе все положительные, социально одобряемые характеристики, не осознают их сущность.

В середине дошкольного возраста происходит серьезный перелом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и к себе. Его суть заключается в оформлении периферических структур и объектных составляющих образа "Я". "Я" ребенка опредмечивается, в нем выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности и пр. Дошкольник начинает относиться к себе через другого ребенка, постоянно сравнивая себя с другими. Причем соотнесение себя с другим происходит не только в реальном общении детей, по и во внутренней жизни ребенка; появляется оценка себя глазами другого, которая становится основой самооценки как важной составляющей самосознания. Самооценка дошкольника имеет явно завышенный характер – ребенок четырех-пяти лет склонен преувеличивать свои достоинства и возможности и отстаивать их через сравнение с другими.

Рис. 10.1.Развитие самосознания ребенка на протяжении дошкольного детства

Правильное оценивание себя формируется постепенно на основе умения оценивать других людей. В дошкольный период, оценивая других и самого себя, ребенок просто повторяет оценки, сделанные взрослыми. Дети ориентируются на мнение близких взрослых, принимают их оценку но причине отсутствия или ограниченности адекватного знания своих особенностей.

Самостоятельная оценка ребенком других людей сначала зависит от его эмоционального отношения к этим людям. Постепенно оценка отделяется от общего отношения и начинает обусловливаться осознанием ситуации и конкретного значения. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся основой для оценивания ребенком других людей. Однако применить это к оцениванию самого себя для ребенка сложно. Эмоциональные переживания, захватывающие ребенка, не дают возможности беспристрастной оценки своих действий и поступков. Такая оценка может проявляться только к старшему дошкольному возрасту в результате сравнения своих поступков, качеств с поступками и качествами других людей. Дети дошкольного возраста объективнее оценивают других, чем самих себя.

Впервые элементы самостоятельного представления ребенка о себе появляются в оценивании не особенностей личности и нравственных качеств, а внешних характеристик, в чем проявляется неустойчивость представлений о других людях и о самом себе вне воспринимаемой ситуации. На протяжении дошкольного возраста ребенка происходит переход от предметной оценки других людей к оценке им своих особенностей личности и своих собственных психических состояний. Старшие дошкольники весьма относительно способны правильно осознавать свои достоинства и недостатки, понимать отношение к ним со стороны окружающих людей. Ребенок может целенаправленно использовать определенное отношение взрослых к тем или иным его особенностям и добиваться получения желаемого. Вследствие недифференцированности самооценки дошкольник воспринимает оценку результатов его отдельных действий со стороны взрослых как оценку своей личности в целом.

Постепенно нарастает дифференцированность самооценки. У старших дошкольников отношение к себе претерпевает существенные изменения. К этому возрасту у детей возникает осознание не только своих конкретных действий и качеств, но и своих намерений, настроений, мотивов. Хотя их субъективное осознание значительно отличается от объектных характеристик и не является предметом для оценивания и сравнения, но синтезирует все компоненты личности ребенка в единое целое. Осознание детьми своих психических состояний способствует преобразованию системы отношений старших дошкольников с другими детьми. Собственное "Я" дошкольника уже не является жестко ориентированным на свои достоинства и оценку своих объектных свойств, оно становится открытым для других людей, для понимания их переживаний и проблем, его самосознание выходит за рамки своих объектных качеств. Сверстник для дошкольника выступает уже в качестве не только противопоставленного субъекта, средства самоутверждения и предмета сравнения с собственным образом "Я", но и в качестве самоценной личности, равноправного партнера по общению. Это обусловливает желание дошкольника помочь сверстнику, способность к эмпатии, сопереживанию ему в случае неудачи.

В. Г. Каменская подчеркивает важность социальных контактов ребенка со сверстниками для развития самосознания именно в старшем дошкольном возрасте, в частности роль взаимоотношений в группе детского сада. Благодаря благоприятным отношениям со сверстниками и педагогами у дошкольников формируется чувство принадлежности к коллективу, повышается уверенность в себе, складывается положительная самооценка и развивается коммуникативная компетентность. В условиях неблагоприятных взаимоотношений в группе детского сада замедляется развитие коммуникативных умений, что может привести к возникновению личностной тревожности, неуверенности в себе, заниженной самооценке, негативному отношению к себе и другим, стремлению к обособленности от других.

В дошкольном возрасте продолжается осознание себя как представителя определенного пола. В возрасте с четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что пол не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Практический пример

В экспериментальном исследовании Е. А. Кудряковой выявлена связь между адекватно сформированным "образом Я" и адекватной половозрастной идентификацией, что дает основание утверждать о значимости своевременного формирования этой структуры самосознания. Этот факт подтвердился изучением особенностей восприятия "Я-настоящего" у детей с адекватной и неадекватной половозрастной идентификацией. Так, дети с адекватно сформированной идентификацией, стремясь к эмоционально окрашенным контактам, способны приспосабливаться к требованиям ситуации и идти на компромисс, тогда как дети с неадекватной половозрастной идентификацией, стремясь к общению, не проявляют достаточных усилий, чтобы добиться признания окружающих и застревают на собственных эмоциях. Это создает дополнительные трудности в установлении значимых контактов.

В целом бо́льшая часть детей дошкольного возраста имеет завышенную самооценку с различной степенью адекватности и осознанности, что является благоприятным психологическим условием для психического развития, поскольку помогает без страха и сомнений осваивать новые виды деятельности, включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. При заниженной и низкой самооценке необходимо осуществление специальной психокоррекционной работы с детьми.