Технология развития ЭМП дошкольников с нарушениями зрения посредством развивающих игр (с применением ИКТ)

Технология развития математических способностей детей

дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством развивающих игр (с использованием информационно-коммуникационных технологий)

Выполнила: воспитатель

первой квалификационной категории,

Богданович Анжелика Семеновна

Огромные научно-технические сдвиги, которые произошли в жизни человеческого общества за последние десятилетия, диктуют необходимость умственного развития человека, формирования активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» в пункте 2.1 говорится: «Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта, среди которых - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.

Число детей с нарушениями зрения, не сокращается. Поэтому особую актуальность приобретает создание системы комплексной помощи детям со зрительными нарушениями в освоении основной образовательной программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие математических способностей у детей среднего возраста, отвечающее современным требованиям.

Поиск привел к предположению, что формирование логического мышления у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если систематически применять развивающие игры как средство обучения в процессе математического развития.

Цель исследования: выявить эффективность применения развивающих компьютерных игр при развитии математических представлений у дошкольников среднего возраста с нарушениями зрения.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать систему мероприятий по формированию элементарных математических представлений посредством развивающих компьютерных игр.

3. Исследовать эффективность использования развивающих игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошколь-ников, имеющих нарушения зрения.

Описание технологии по формированию математических представлений посредством развивающих игр у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

На первом этапе своей деятельности была проведен мониторинг математического развития детей среднего возраста.

Цель: выявление первоначального уровня сформированности математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

Результаты мониторинга детей среднего возраста (15 человек) следующие: с высоким уровнем развития – 0 человек, средний уровень развития – у 9 детей, низкий – у 6 детей.

Второй этап - организация образовательной деятельности с использованием развивающих игр (компьютерных) с применением ИКТ.

Цель: формирование математических представлений посредством развивающих игр с применением ИКТ у детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.

Работа строилась с учетом следующих педагогических условий:

- учет индивидуально-возрастных особенностей каждого ребенка при организации игр, игровых ситуаций, заданий с использованием усложнений;

- обеспечение системности и взаимосвязи каждого занятия;

- четкая и конкретная постановка цели и задач игр и упражнений;

- стимулирование познавательного интереса и игровой мотивации детей.

Развитие математических представлений посредством развивающих игр с применением ИКТ проводились по трем направлениям: на занятиях по развитию элементарных математических представлений, вне занятия и работа с родителями.

Основное назначение развивающих игр – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Развивающую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Развивающие игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Все занятия проводились в игровой форме. Материалом занятий служат задания и игровые упражнения, объединенные единым увлекательным сюжетом, имеющие проблемно-практический характер.

Сложность от занятия к занятию возрастает, в то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные игры исходили от простого к сложному. В зависимости от состояния детей, и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять. На занятиях активно использую математические презентации и дидактические задания, что обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

В своей работе на занятиях и вне занятий широко использовались компьютерные развивающие игры, предназначенные для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста:

1. «Маленький гений. Тренируем внимание» (ЗАО «Бука», 2009г.)

2. «Умные игры. Развитие памяти и внимания» (ООО «1С-Паблишинг», 2012)

3. «Скоро в школу. Тренируем сообразительность»(ООО «1С-Паблишинг», 2011)

Данная серия включает развивающие игры с веселыми заданиями, ребусами, головоломками. Дети упражняются в счете, учатся решать задачи, определять состав числа (в пределах 10). На экран выводится картинка, с изображением геометрических фигур. Детям предлагалось отыскать геометрические фигуры в окружающих предметах.

При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха и выполнить задание до конца.

Наряду с использованием авторских компьютерных игр и упражнений, в работе использовались и развивающие дидактические игры, которые являются дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Игры - головоломки по методике В. В. Воскобовича «Чудо-крестики». На начальном уровне ребенку предлагается собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Ребенок должен, используя схемы, собрать различные образы фигур и предметов.

При проведении развивающих игр я учитываю зрительные нагрузки детей и диагноз ребенка. Для детей со сходящимся косоглазием предлагаю работу на подставках, с расходящимся – на плоскости стола. Для детей с низкой остротой зрения предлагаю схемы и детали более крупного размера.

Переходя от простых заданий к более сложным, в работе использовала логические игры - блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, игры Воскобовича. Составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей дети осуществляли из специальных наборов геометрических фигур. На первом этапе закрепляли знания геометрических фигур, уточнялись знания пространственного представления, умение ориентироваться на плоскости, что немало важно для детей с нарушениями зрения. Усложнения игры представлялось в выкладывании предметов, изображений по образцам. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации.

Вне занятия также использовались развивающие игры для развития математических представлений у воспитанников. После прогулки, понаблюдав за погодой, за окружением выкладывали схематично все увиденное вокруг, явления природы. Дети с помощью символов рисовали изменения в погоде: облачно, пасмурно, ясно, снегопад, ветер и т. д. тем самым закрепляя признаки времен года. В самостоятельной деятельности во время игр дети играли в куб «Дни недели», самостоятельно с помощью карточек строили поезд «Неделька».

Круглый стол с родителями «Математика глазами детей, родителей и педагогов» с использованием ИКТ, где рассматривались эффективные средства воспитания и обучения, которые необходимо избирать при формировании элементарных математических представлений и развитии мышления.

Разработала и рекомендовала родителям комплекс игр и упражнений «Играем – дома», используя компьютерные развивающие игры, игры Воскобовича, палочки Кьюизенера, логические блоки Дьенеша. Родителям были предложены буклеты «Что такое блоки Дьенеша», «Давайте поиграем».

Третий этап, обобщение результатов. Проведенная педагогическая диагностика подготовленности детей средней группы по формированию элементарных математических представлений после реализации технологии показала следующие результаты: высокий уровень – 5 чел. средний уровень – 10 чел. низкий уровень – 0 чел.

Таким образом, проделанная работа по формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения дало свои положительные результаты.