Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Автор:Муравлева Элла Александровна. учитель-логопед, МАДОУ ЦРР – Д/с N18 г.Кропоткина, Краснодарского края.

К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование связной монологической речи. Это необходимо и для речевого развития, и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего от своевременного его начала и правильно выбранных методов работы.

Так как развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе, я начала исследование, которое было направлено на выработку и применение эффективных методов при формировании связных речевых высказываний у детей с речевой патологией.

В ходе исследования я пришла к выводу, что наиболее приемлемой формой работы по преодолению нарушений связной речи у детей-логопатов – является использование метода наглядного моделирования.

Основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного вида наглядные модели, схемы, таблицы). Символ, как и понятие, фиксирует главное и отделяет несущественное. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию и пониманию логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов.

При этом наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Необходимо отметить, что применение наглядного моделирования позволяет актуализировать и активизировать лексический запас ребёнка.

Начинала свою работу с активизации словаря детей словами-предметами, словами-действиями и словами-признаками с помощью наглядной основы – моделей-картинок, а затем моделей-знаков, обозначающих части речи.

Дошкольники учились обозначать каким-либо одним символом («заместителем») реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта. Затем дети объединяли модели-картинки по смыслу в словосочетания.

Также важным этапом была работа с использованием наглядного моделирования над родственными словами, так как она развивала у воспитанников языковое чутье, расширяла словарный запас, формировала навык словообразования.

Во время работы по картам-схемам, отражающим основные свойства объектов, наблюдалась положительная динамика у детей в составлении описательных рассказов и загадок-описаний по всем лексическим темам.

В результате использования моделей-предлогов в упражнениях и заданиях, дети-логопаты научились пониманию смыслового значения наиболее распространённых предлогов русского языка и правильному употреблению в речи предложно-падежных конструкций.

При рассматривании таких предметов, как фрукты, овощи, животные, птицы, времена года, я знакомила детей с сенсорно-графической схемой В.К. Воробьёвой, которая наглядно отражает сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогла определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде.

При описании таких объектов, как игрушки, одежда, посуда, животные и пр. я применяла модели, рекомендуемые Т.А. Ткаченко. Их модифицировала таким образом, чтобы они отражали параллельную (лучевую связь) предложений в рассказе. На этапе усвоения содержания и структуры рассказа продолжают формироваться действия по использованию моделей, поэтому схемы описаний даются готовые. Они представляют собой обобщённый план описания.

Если предыдущие модели иллюстрировали конкретные признаки какого-либо предмета, то в новой модели признаки обозначаются обобщённо. Ребёнок, ориентируясь на обобщённые символы цвета, величины, материала и т.п. может самостоятельно определить признаки описываемого объекта и перечислить их в своём рассказе.

Как показала практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность ребенка-логопата в общении, является метод пиктограмм (символических изображений, заменяющих слова), изображающим предметы (на голубом фоне) и действия с ними (на красном фоне). Работа с таблицей пиктограмм помогла развить у дошкольников ощущение системного устройства языка.

При затруднении детей-логопатов в заучивании наизусть стихотворений, приходилось заменять символами почти каждое произносимое слово. Иногда символическая аналогия позволяли записать целое предложение на одной карточке. Но, если необходимо было обратить особое внимание детей на какие-то слова, то я их выносила на отдельную карточку. При заучивании наиболее сложного текста некоторые слова заменяла соответствующей буквой или оставляла крупно напечатанными на карточке. Очень длинные тексты дети пересказывали по схеме-плану.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  1. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  2. перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  3. развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении.
  4. развитие связной речи, умение находить взаимосвязи.

Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показала: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей к концу года обучения самостоятельно, без наводящих вопросов, более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т.п.

Использованная литература

  1. Абызова Т.А. «Формирование речевых умений связного устного высказывания у детей с ОНР через моделирование плана высказывания». Методические рекомендации.
  2. Бараева Л.Б. Логинова Е.Т. Лопатина Л.В. «Я – говорю! Я – ребенок!», Москва, Дрофа, 2007
  3. Бараева Л.Б. Логинова Е.Т. Лопатина Л.В. «Я – говорю! Ребенок и явления природы», Москва, Дрофа, 2007
  4. Васильева С. Соколова Н. «Логопедические игры для дошкольников», Москва, Школьная Пресса, 2001
  5. Воробьева В.К. «Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи». Журнал «Дефектология», 1988 N6
  6. Воробьева В.К. «Обучение первоначальному навыку высказывания младших школьников с моторной алалией». Журнал «Дефектология», 1989 N4
  7. Воробьева В.К. «Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи». Журнал «Дефектология», 1990 N4
  8. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», Москва, Просвещение, 1981
  9. Каширина И.И. Костылева Н.А. Играем, говорим, рисуем, учимся от 3 до 5 лет. Где, куда, откуда или, котенок Пух и его друзья. г. Воронеж: «Институт практической технологии», 1998
  10. Малетина Н. Пономарева Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР». Журнал «Дошкольное воспитание», 2004 N6.
  11. Мальцева И.В. «Бродилка», Москва, Карапуз, 2001
  12. Мартынова С.А. учитель-логопед МДОУ N115, г. Оренбург. Опыт работы «Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня», 2005
  13. Пищикова О.В. статья «Работа с дошкольниками», 2005-2006
  14. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  15. Пшонко В.В. Доскажи словечко. – М. ТЦ Сфера, 2008. – 32 с. (Конфетка)
  16. Сапогова Е.Е. «Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников».
  17. Сидорчук Т.А. Хоменко Н.Н. «Технологии развития связной речи дошкольников», 2004
  18. Сидорчук Т.А. Кузнецова А.Б. «Технология составления творческих текстов по картине», Челябинск, 2000
  19. Тарасова А.В. «Знаменитые сказки», Москва, Росмэн-Пресс, 2006
  20. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет ОНР», Альбомы 1-4, 2007
  21. Ткаченко Т.А. Ткаченко Д.Д. «Занимательные символы», Москва, Прометей, 2002
  22. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет», Москва, ГНОМ и Д, 2001
  23. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет», Москва, ГНОМ и Д, 2001
  24. Ушакова О.С. «Программа развития речи у детей дошкольного возраста в детском саду». Москва, СФЕРА, 2004