Игровые приемы развития речи дошкольников

посредством наглядного моделирования.

Многолетний опыт показывает, что для формирования и активизации связной речи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами необходимо использовать метод моделирования: схемы, силуэтные изображения, пиктограммы, мнемодорожки.

В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста, обычно, педагог использует различные методы и приёмы. Задаёт вопросы детям, напоминает, подсказывает. Часто приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавать ему массу вопросов: «Какое время года наступило?», «Что делали дети?», «Из чего они слепили снеговика?», «Чем закончился рассказ?» и т.д. Но можно изменить ситуацию к лучшему, внедрив в образовательный процесс метод моделирования.

Как же можно помочь ребенку при рассказывании, при заучивании стихотворений, пересказе коротких текстов, используя модели – схемы?

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Средства наглядного моделирования в речевом развитии детей используются для обучения дошкольников: пересказу; составлению описательного рассказа; составлению рассказа на определенную тему; составлению рассказов по картине; рассказыванию с элементами творчества.

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работу с моделями нужно начинать со второй младшей группы. Наиболее простой вид – модели сериационного ряда.

С помощью этих моделей можно пересказывать такие сказки, как «Репка», «Теремок», «Колобок», в которых герои значительно отличаются друг от друга по величине и их можно соотнести с фигурами разного размера, но обязательно одинакового цвета. Сначала нужно обсудить с детьми, кого из героев будет заменять та или иная геометрическая фигура. Затем, по мере рассказывания сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке. Двигая фигуры, и отождествляя их с определенным героем, дети пересказывают сказку.

Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Репка», а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

На следующем этапе обучения детям предлагаются круги разного цвета и модели выбираются совместно с детьми ассоциативно с учетом внешнего признака героя: цвета.

Желтого цвета может быть цыпленок, утенок, зеленого – лягушонок, оранжевого – лиса, серого – волк и т.д. Цветом круга можно показать, какой герой по характеру: добрый или злой. Злой – всегда черный цвет. (Значит, избушка черного цвета может быть чьей?) В младшем дошкольном возрасте можно применять модели-декорации.

В средней группе дети учатся создавать модели самостоятельно. Во время образовательной деятельности в режимных моментах воспитатель предлагает детям схематично изобразить того или иного героя сказки. Важно суметь найти в рисунке-схеме главную деталь, не обращая внимания на мелкие. Дети рисуют модели, а потом совместно выбирают самую правильную модель и принимают ее за основу, т.е. зайца в дальнейшей работе будем изображать только так, лису – так, медведя – так и т.д. Постепенно дети учатся схематически записывать знакомые сказки и рассказы и пересказывать их.

В работе со старшими дошкольниками моделирование представляет собой огромный простор фантазии. Чтобы облегчить детям пересказ текста, можно очень быстро «зарисовать» его с помощью пиктограмм или выбрать нужные пиктограммы из предложенных воспитателем. Получается картинный план рассказа, по которому все дети могут близко к тексту составить пересказ.

Например, модель поезда означает начало, середину, конец рассказа или сказки. Начало и конец – короткие, середина – длинная. По выложенным пиктограммам дети пересказывают сказку или рассказ.

Составление описательных рассказов. Особенно ощутимую помощь модельно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов, который можно использовать для работы со старшими дошкольниками. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Поэтому сначала учим детей выделять существенные признаки предмета, а затем переходим к обучению описания по схеме.

В группе должно быть большое количество схем для помощи в составлении описательных рассказов об игрушках, одежде, посуде, овощах и фруктах, растениях, животных и птицах.

Элементами модели описательных рассказов становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность (род, вид), величина, цвет, форма, составляющие детали, качество поверхности, материал, из которого изготовлен объект, как он используется (какую пользу приносит), за что нравится (не нравится). По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Моделирование служит средством планирования высказывания.

Составление рассказа на определенную тему . Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Пример составления рассказов о временах года .

На первом этапе для составления рассказов используем графические модели с приметами определенного времени года. Можно расположить модели в ряд, можно по кругу, а в середину круга поместить начальную букву времени года. Дети составляют рассказы, опираясь на приметы. Все приметы изображены схематически, совместно с детьми обсуждено их значение. Затруднений при рассказывании обычно не бывает, но детские рассказы похожи один на другой. Чтобы разнообразить данные рассказы, можно ввести схемы: зеленая волнистая линия означает, что надо подбирать разные слова-признаки (синонимы прилагательным). Две зеленые полосы означают выбор разнообразных слов-действий (синонимы глаголов). Сначала дети упражняются в составлении распространенных предложений по схемам, а затем и в составлении рассказов. Рассказы будут получаться разнообразными и интересными.

Творческий рассказ. Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и состави ть по ним связное высказывание. В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются графические модели или пиктограммы .

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

· ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом (дается готовая схема, озвучивается название рассказа или сказки, например, «Как щенок Машеньку спас»)

· педагог предлагает конкретные персонажи рассказа.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе в зрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Игровые модели для обучения детей

составлению загадок, сравнений, метафор.

«Придумай загадку»

Можно использовать две модели для составления загадок.

- У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Например: « заяц какой?»

- Выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены. Например: медведь что делает?

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа, когда воспитатель вместе с детьми составляет общую загадку, к активному, когда ребенок сам выбирает объект и модель загадки.

«Придумай красивое сравнение»

Выбирается объект, к которому будут придумывать сравнение. Дети придумывают сравнение, используя модели - подсказки: рассматривая цвет, форму, размер; или сравнивая с подходящим сказочным героем. («В темной воде, как в огромном зеркале, отражаются темные камни и тонкая осинка с листочками-монетками» (по картине В.М. Васнецова «Аленушка»); «Сосна, словно огромный стражник в снеговой шубе и нахлобученной до бровей шапке», «Снег лежит, словно пушистое белое одеяло», «Снег похож на серебристый сверкающий волшебный ковер» (по картине И.Шишкина «Одинокая сосна»).

Познавательно-речевое развитие дошкольников – очень важный раздел в образовательном процессе ДОУ. Моделирование позволяет превратить обучение в игру.

Тематическая неделя «Дикие животные» с использованием метода моделирования в речевом развитии детей старшей группы.

Понедельник.

- Посмотрите на эти модели. Что вы можете о них сказать? (Ситуативный разговор о диких и домашних животных: где живут, почему так называются, чем отличаются друг от друга.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто, где живет?» (Ситуативный разговор о том, почему отнесли к той или иной группе).

Животные бывают хищными и травоядными. Как вы думаете, что означает слово хищные? А травоядные? (рассуждения детей). Давайте подумаем, как мы схематично обозначим травоядных и хищников?

А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Хищники и травоядные». Как вы думаете, каких животных больше?

Ребята, кто хочет поиграть в «Сравнилки?». (Воспитатель раскладывает на ковре игровой материал) Ч ем отличаются лиса и заяц? Что у них общего?

Предварительная работа к НОД . Рассматривание мнемотаблицы. Ситуативный разговор с детьми о том, что изображено в ячейках, для чего нужна эта схема. Желающие дети могут составить рассказ.

Дидактическая игра «Угадай, кто это?»

Воспитатель загадывает загадки – дети зарисовывают, выделяя самое главное, то, почему сразу можно узнать животное :

Бурый, большой, неуклюжий, косолапый .

Серый, зубастый, огромный .

Можно провести работу по составлению загадок .

Широкое использование приема моделирования в работе с детьми даст возможность быстро почувствовать положительные результаты.