Скачать:

Подготовила Пахорукова М. В.

музыкальный руководитель

2013год

Музыка  – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в звуковых образах. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, даёт возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливает эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.

Музыка в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Культурно - досуговая деятельность представляет собой способ жизнедеятельности людей, состоящий в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на развитие его личности.

В детском саду много внимания уделяется художественному воспитанию каждого ребенка, и осуществляется оно как на занятиях по изобразительному искусству, на музыкальных занятиях и занятиях по художественному слову, так и в свободное время. Все виды искусства как бы объединяет развлечение, которое дает возможность творчески использовать их, чтобы сделать радостным пребывание детей в детском саду. Вызывая радостные эмоции, развлечение одновременно закрепляет знание детей об окружающем мире, развивает речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствует становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений.

Песни.

Наиболее близки детям песни. В них дано сочетание музыки и речи. Это делает вокальные произведения наиболее понятными, доступными.

Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. В викторианскую эпоху метод механического запоминания (без понимания сути вопроса) считался наиболее эффективным. Пение же мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Действительно, пение может быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов.Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями. которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции  со стороны и педагога, и ученика. На  своих занятиях я начинаю работать  над артикуляцией с самого начала изучения песни: сама четко произношу текст, а затем при повторении детьми обращаю их внимание на то, что все слова должны произноситься четко.

На первых порах мы произносим текст даже утрированно, повторяя трудное слово несколько раз, проговаривая каждый звук, а в особенности окончания слов, которые нередко теряются при пении.

Даже если дети уже могут бегло читать, процесс рифмовки дает им возможность развивать несколько иной навык, существенный для пения и для развития речи. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии!

В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму  – важный навык для детей с речевыми проблемами.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический  строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка. знакомство с новыми понятиями. Это может происходить в домашних условиях, индивидуально или в небольших группах.

Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни. Также они позволяют добиваться выразительного исполнения. Получается, что мы «раскрашиваем» песню с помощью простых движений. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определенному темпу и ритму. Оригинальные тексты упражнений вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения.

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. После каждого утренника, который является своеобразным отчетом о проделанной работе, на занятиях мы исполняем понравившиеся песни, а в конце года стараемся вспомнить все выученные произведения, что не потребовало огромных усилий от детей, например, в конце 2006-2007 гг. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

Песни, стимулирующие образное мышление. очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию. Песни, стимулирующие образное мышление, песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах. Возьмем, к примеру, ситуацию “папа берет нас в зоопарк”. В зоопарке дети могут изображать разных животных.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание  развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект.

Пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями.

Это не только создает основу для будущей работы в коллективе, но и заставляет их слушать друг друга, учиться друг у друга и уважать мнение других.

Исполнение песен детей дает большие возможности для влияния на интонацию и выразительность  детской речи.

Умение учиться друг у друга в своей простейшей форме включает ситуации «вопрос-ответ», а это навык, в приобретении которого детям с трудностями в обучении требуется помощь. Они могут перебивать друг друга, невнимательно слушать, что говорит другой. Песни типа “Антошка”, которая была разучена для осеннего утренника, где девочки просили мальчиков помочь решить некоторые вопросы, являются наиболее подходящими для развития такого навыка. Дети должны были слушать друг друга, а также слушать музыку и вовремя вступать со своими куплетами.

Переходя к музыке в целом, я хочу отметить, что полностью уверена в том, что музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может. Доказательством тому служит тот факт, что музыка почти всегда вызывает ответную реакцию у слушателя, например, притопывание ногой в такт, напевание привязавшегося мотива, чувство радости или печали.

Работа над развитием внимания способствует правильному развитию речи в процессе музыкальных занятий. Музыка способствует развитию детской речи посредством расширения круга представлений, обогащения слов, с помощью характеристики музыкального произведения, сопровождающей слушание музыки, воспитатель знакомит детей с новыми понятиями, связанными с содержанием прослушанной музыки, и одновременно обогащает словарь ребенка. Такие понятия, как «весело», и «грустно», «громко» и «тихо», «медленно» и «быстро», расширяя круг детских представлений, способствуют и обогащению словаря.

Так органически входит музыка в самые различные моменты жизни детей, обогащая их новыми образами, новыми понятиями, новыми словами.

Музыкально-литературные композиции. Создаются на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественных литературных произведений, предназначенных для коллективного исполнения их детьми или взрослыми.

Композиция хороша своей массовостью, позволяющей занять практически всех желающих. Но не следует делать ее чрезмерно затянутой и громоздкой, лаконичность всегда облегчает восприятие и участие в ней детей.

Танцевальные и оперные миниатюры могут быть также использованы в качестве развлечений. Это небольшие сольно-хоровые или хореографические театрализованные сценки: опера и И.Сац «Золотое яичко», игровая сценка «Кто виноват?» Ю.Чичкова.

Кукольный театр как вид искусства способствует творческому развитию личности дошкольника, и обогащению его словарного запаса. Спектакль театра кукол расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти. Дети делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Кукольный спектакль находит яркое отражение в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие способности детей.

Праздник в детском саду - это также радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Недаром говорят, что впечатления раннего детства самые сильные, незабываемые.

Каждую программу утренника следует строить так, чтобы дети имели возможность видеть весь праздник, активно участвовать в общем веселье. Большое значение имеет выбор одежды детей на утренниках. Красочные атрибуты вызывают у ребят радость, праздничное настроение. Дети могут выступать в национальных костюмах, костюмах сказочных персонажей (лиса, белка, заяц и др.), литературных героев (Буратино, Красная Шапочка, Снегурочка и др.). Такие перевоплощения доставляют детям большое наслаждение, дети обмениваются впечатлениями о своем костюме, костюме товарища.

Также в детских садах могут проводиться различные спортивные праздники типа «мама, папа, я - спортивная семья», где дети вместе с родителями участвуют в различных конкурсах. Возникающие в такие дни эмоции дети пытаются выразить словами, обогащая, таким образом, свой словарный запас.

Результаты чувственного музыкального опыта можно обозначить посредством слова. Наименование свойств звука (как и наименование цвета, формы и величины предметов) играет важную роль в развитии восприятия и формирования представлений. Такую же важную роль играют названия инструментов и обозначения их характерных свойств. К примеру, старшие дошкольники могут получить общие сведения об основных группах музыкальных инструментов в симфоническом оркестре и даже научиться узнавать звучание отдельных инструментов в этих группах. В процессе воспитания слово организует чувственный опыт в сознании ребёнка, благодаря чему результаты этого опыта не остаются изолированными и разобщенными, как случайные впечатления, они соотносятся друг с другом, систематизируются, осмысляются и включаются в процессы восприятия, формирования мышления, овладения речью.

Установление взаимосвязи между удержанными в памяти ощущениями, восприятиями, представлениями и речью обеспечивает успешное развитие познавательной деятельности ребёнка.

Таким образом, программа музыкального воспитания детей должна быть тесно связана с работой, направленной на развитие речи и мышления у дошкольников.

К.И.Чуковский, один из лучших исследователей формирования детской речи, указывает, что дети, сочиняя или декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая в их смысл: их увлекают ритмика и созвучие стиха. Он также подметил синкретический характер детского поэтического творчества: детские стихи неотделимы от пляски, они её организуют. Дети прыгают, как дикие, в своих массовых танцах, выкрикивая дразнилки, считалки. Они ни минуты не стоят на месте, то, декламируя стихи, то напевая.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.

Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки.

Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. По отношению к музыке речевое упражнение означает, прежде всего, ритмическую и темброво-звуковую тренировку.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Речевые упражнения служат эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.

Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм (фраза, предложение, строфа, запев - припев, рондо, вариации) осваиваются детьми в речи легко и просто. Перенесение их после музыкально – речевых упражнений в инструментальные формы музицирования не составит труда и будет осмысленным.

Речевые упражнения – наиболее доступное первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. В самом начале детская речевая импровизация может выражаться в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизованной цепочки слов.

«Мелкий дождик моросит»

Мелкий дождик моросит,                Кап, кап, кап, кап.

В листьях сада шелестит,                Кап, кап, кап, кап.

Мокнет мяч у ворот,                        Кап, кап, кап, кап.

Мокнет поле, огород.                Кап, кап, кап, кап.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.

«Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары ладонями по груди и бёдрам. Излишне говорить о том, какое количество вариантов возникает в результате их сочетания и комбинирования, помноженное на варианты ритмических формул. Дети, соревнуясь в изобретательности и находчивости, без труда придумывают различные варианты.

«Осенняя гамма»

(Речевое упражнение для знакомства детей с названием нот и развития навыков коллективной игры на инструментах – металлофонах)

Пусто ласточек гнездо.                                До, до, до – до, до.

Осенины на дворе.                                Ре, ре, ре – ре, ре.

Плачет ветер за дверьми.                        Ми, ми, ми – ми, ми.

Дождика тиха строфа.                                Фа, фа, фа – фа, фа.

У него своя есть роль.                                Соль…………….

Затихает вся земля.                                Ля……………….

Дождик, скуку унеси!                                Си……………….

Пусто ласточек гнездо.                                До1 – до2 – до1 – до2.

Итак, только в синтезе с развитием речи, музыкальное воспитание у детей проходит гармонично и естественно.

Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

Музыка возвышается над всеми слоями населения независимо от доходов, социальной принадлежности и образования. «Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.

Использование великой силы музыки в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо и может принести хорошие результаты.