Ответы к экзаменам и зачётам

Ответы к гос. экзаменам по методике и организации дошкольной психологии - Математическое развитие детей

Страница 42 из 52

Изучение и распространение опыта работы дошкольного учреждения по математическому развитию детей.

Содержание математического развития в ДОУ. доматематические виды деятельности (сравнение, уравнивание, комплектование); математические виды деятельности (счёт, измерение, вычисление) плюс элементы логики и математики.

Передовой педагогический опыт — это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта: Образец хорошей работы; Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии; Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

ППО в ДОУ больше похож на методическую копилку педагогических находок. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. Внедрение же зависит от проблем, которые возникают у педагогов в ходе учебно-воспитательного процесса.

Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы. Какие могут бытьнасущные проблемы в математическом развитии дошкольников в ДОУ. слабая доматематическая подготовка детей; низкое качество знания начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.); недостаточный уровень развития конструктивных умений, пространственного и конструктивного мышления; низкий уровень развития обобщенных приемов умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ и т.п.); низкая эффективность работы по формированию элементарных графических умений и навыков; необходимость осуществления индивидуального и дифференцированного подхода и др.

Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.

Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

1. Сначала его нужно найти и запланировать.

- найти можно в ходе тематического внутреннего контроля ДОУ при посещении занятий по определенной теме;

- найти можно при анализе итогов учебного года — увидели позитивные, стабильные результаты у воспитателя, значит, есть у него своя система, можно ее оформлять как опыт;

- увидеть опыт можно в ходе аттестации воспитателя;

- запланировать из проблемы группы, выявленной на диагностической основе;

- запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.

Можно выделить критерии выбора педагогического опыта для изучения:

- высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, в развитии детей;

- творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;

- длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);

- актуальность темы опыта, перспективность.

- научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;

- рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

2. Изучается опыт с помощью следующих методов: анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование; посещение занятий, их анализ; изучение рабочей документации (планов) воспитателя; проведение творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

3. Обобщение и оформление: статья о своем опыте работы (сборник статей); подготовка открытого занятия с подробным самоанализом; подготовка творческого отчета: открытое занятие или фрагмент, сообщение о своем опыте, методическая выставка педагога, проведение мастер-класса; проблемный "круглый стол" по теме опыта или пресс-конференция; методический альбом ДОУ.

Оформление опыта:

- методическая копилка (постоянно действующая рубрика "Методического уголка", куда помещаются статьи педагогов о своих методических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом);

- вести с занятий воспитателей (постоянно действующая рубрика "Методического уголка", куда старший воспитатель помещает отзывы о посещенных занятиях. Материал постепенно оформляется в альбом);

- методические альбомы (оформляются по итогам работы по единым методическим темам, например: "Развитие обобщенных приемов умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ и т.п.)". Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях); карточки ППО.

4. Распространение опыта. педагогический совет; заседание методического объединения; творческий отчет; различные конкурсы педагогического мастерства (воспитатель года, занятие года, конкурсы методических разработок и др.); научно-практические конференции; наставничество; публикации в методических журналах; мастер-классы; семинары; окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок воспитателей).

Что может быть опытом. технология занятия или элементы технологии; авторская программа (обучающая, развивающая); система методических приемов (например, набор упражнений для усиления доматематической подготовки дошкольников; для развития пространственного мышления и воображения; специальные упражнения для развития графических навыков и др.); эффективные средства обучения (дидактические игры, наглядные пособия, макеты, карточки, шаблоны); эффективная система оценки математических знаний и умений дошкольников.