Статья (1 класс) на тему:

Родителей очень часто интересует вопрос как подготовить ребёнка к школе?Что для этого нужно?Ответ на этот вопрос довольно прост, желание родителей заниматься со своим ребёнком и конечно хороший материал, а также теоретические знания.В этом Вам поможет данный материал, который отвечает на следующие вопросы:

1.Что такое развитие и его составляющие?

Скачать:

Тема: Как развивать ребёнка дома? Дошкольник, школьник

Вопросы: - Что такое развитие и его составляющие?

- Игра как ведущая деятельность дошкольника и младшего школьника;

- Преемственность между садом и школой;

Направления в подготовке ребёнка к школе

- Приёмы работы с дошкольниками и младшими школьниками по развитию психических процессов

Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования.

В понятие “развитие” входят следующие составляющие:

    Физическое развитие (изменение массы тела, роста и т.д.) Социальное развитие (изменение социального статуса – младенец, дошкольник, школьник и т.д.) Развитие психических процессов:
    Интеллекта (мышление, внимание, память) Развитие воли Развитие эмоций

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе предпосылок, сложившихся в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). В рассматриваемом нами возрастном периоде интенсивно развиваются те психические функции, которые складывались в раннем детстве (сенсорика, перцепция, образная память, внимание, практическое мышление, моторика) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.

Как я уже сказала ребёнок развивается и происходит это за счёт его деятельности.

Игра как ведущая деятельность дошкольника

Основные характеристики игры

Можно выделить три основных вида человеческой деятельности- трудовую, игровую и учебную. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации. Все виды деятельности связаны между собой.

Нас больше всего интересует игровая деятельность, на ней я и остановлюсь.

Игра-  вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением.

В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом её огромное значение.

Функции игры для психического развития дошкольников :

- приспособление к будущей жизни <> достижение эмоционального удовлетворения и релаксации;

- накопление коммуникативного опыта <> стимуляция интеллектуального развития;

- обогащение интеллектуального и морального опыта <> стимуляция интеллектуального развития.

Итак, будучи внешне непродуктивной деятельностью (нет явных непосредственных результатов, как-то усвоение знаний при обучении или изготовления определенных вещей в труде), игра направлена на физическое и психическое совершенствование детей.

Несмотря на то, что, приходя в школу основной деятельностью ребёнка становится учебная деятельность, игровая деятельность тоже никуда не уходит, а продолжает сопутствовать ребёнку первые годы обучения в школе.

В психическом развитии ребёнка игра выступает, прежде всего, как средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребёнком уровня психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещение (вместо людей-кукла), упрощение (обыгрывается встреча гостей).

Игра организуется свободно, не регламентировано. Её можно организовать, но ребёнок сам должен предложенное принять.

Хотя виды деятельности не существуют изолировано, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. До поступления ребёнка в школу ведущий вид деятельности- игра. В детском саду, а также дома дошкольник не только играет, но и учится играть. Являясь основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности. В жизнь дошкольника включаются элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей.

Школьник после окончания занятий тоже с удовольствием играет.

Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока. Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьника.

Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.

Все виды деятельности: Игра, элементы труда и учения-готовят ребёнка к школе.

Преемственность между детским садом и школой

“Почему радость ребенка при переходе из детского сада в школу сменяется тревожностью, усталостью и потерей интереса к учебе?”

Проблема организации преемственности между детским садом и школой не нова. “Почему радость ребенка при переходе из детского сада в школу сменяется тревожностью, усталостью и потерей интереса к учебе?”. В научной литературе, посвящённой данной проблеме, преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка. Детский сад в последнее время стал необходимой и подлинно массовой ступенью системы образования. Именно детский сад должен сделаться фундаментом образования, как в организационном, так и в содержательном отношении.

При всём этом не нужно забывать, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, но не развлекательная, а познавательная, в процессе которой развиваются воображение, память, мышление. Поэтому игра как ведущая деятельность дошкольного возраста – один из показателей готовности к школе.

Наблюдения показывают, что одна из главных причин трудностей адаптации ребёнка в школе и соответственно преемственности между детским садом и школой состоит в резкой смене стиля общения педагога с учениками. Авторитаризм, назидательная позиция «так надо», «ты должен», негативная оценка подавляет инициативу детей, рождают неуверенность в себе. Первоклассники теряют интерес к обучению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на их психике.

Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. Программа детского сада преследует одну цель – воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Если в детском саду спонтанность поведения ребёнка приветствуется, как проявление его творческой активности, самостоятельности, любознательности ребёнок привыкает, что его хвалят за сам рисунок, а не за качество его исполнения, то в начальной школе приветствуется, прежде всего, произвольное поведение, основанное на прилежном выполнении заданных учебных ролей. Здесь оценивается уже не сам факт создания ребёнком рисунка, а его качество в соответствии с требованиями педагога.

Думаю, что так возникают проблемы преемственности программ и адаптации к школе.

Кроме того, по многим предметным областям существует нестыковка содержания, нет последовательности и преемственности знаний учащихся. Например, программа дошкольного возраста предусматривает лишь формирование звуковой культуры речи ребёнка, а в школе ребёнку будет намного проще, если он уже будет уметь читать. В начальной школе продолжается работа по развитию познавательного интереса, творческого воображения, умения решать проблемные ситуации.

На мой взгляд, преемственность между детским садом и школой должна строится на единых подходах к ребёнку, к общению с ним как с личностью. К сожалению, в школе этому не уделяется особого внимания, идёт «борьба» за знания, умения и навыки детей, а душевное равновесие ребёнка, его комфортность в новых условиях отходит на второй план. И ещё немаловажно то, что программа детского сада не имеет продолжения в школе. Каждая школа имеет право выбрать ту программу, по которой и будет работать с детьми, с разными подходами к пед. Процессу и развитию личности, о какой преемственности можно говорить?

Следовательно для того, чтобы создать для ребёнка условия  для комфортной адаптации игра должна обязательно присутствовать первые месяцы, а по возможности и первые несколько лет обучения в школе.

Любого ребёнка стараются подготовить к школе. В подготовке к школе можно выделить следующие направления.

Направления в подготовке ребёнка к школе.

Выделяют три основные направления, по которым должна вестись подготовка к школе:

    Общее развитие. К тому времени, когда ребёнок станет школьником, его общее развитие должно достичь определённого уровня. Речь идёт в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Воспитание умения произвольно управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он как следует ещё не умеет. Сосредоточиться на чём-то длительное время, что не вызывает интереса довольно трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана- делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо.

3) Формирование мотивов, побуждающих учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Все три направления одинаково важны, и ни одно из них нельзя упускать из виду, чтобы учёба ребёнка не захромала с самого начала.

В этом нам помогут следующие приёмы работы, которые можно использовать в ДОУ, школе, внеурочной деятельности, дома с родителями. Эти приёмы помогут в развитии таких психических процессов, как логическое мышление, внимание, память.

Приёмы работы с дошкольниками и младшими школьниками по развитию психических процессов

    Дорисуй недостающую деталь (у кота нет хвоста, у платья нет рукава и т.д.)
    Игра “Мемо” найди пару одинаковых картинок, можно играть вдвоём с ребёнком, а можно коллективом детей.
    Найди отличия, одна из самых любимых детских игр, можно использовать на уроках, а также для индивидуальной работы.
    Пазлы, увлекательная игра которая не имеет возрастных ограничений и количества участников.
    Распредели слова, фигуры, предметы на группы. Может использоваться и в ДОУ, в школе, дома для игр, развивает логическое мышление и внимание. Зачеркни лишнее

Вариант №1 Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед (лишнее колесо, остальное транспорт)

Вариант № 2 Телефон, туман, порт, турист (лишнее порт, остальные слова начинаются на букву Т)

Вариант №3 16, 25, 73, 34 (73 лишнее, у остальных чисел сумма цифр равна 7)

7.Ребусы

Основные правила разгадывания ребусов

1. Загадывается имя существительное в именительном падеже.

2. Части слова иногда изображаются рисунками или символами. Они могут читаться по-разному. Например. 1 — единица, кол, один. Нужно проверять все варианты.

3. Запятые перед рисунком или символом указывают на количество букв, которые нужно отбросить от начала слова, обозначенного рисунком или символом. Например. ☆  — читается как «езда».

4. Запятые после рисунка или символа указывают на количество букв, которые нужно отбросить от конца слова, обозначенного рисунком или символом.

5. Если над рисунком указано равенство, например А = И, то букву А надо заменить на И.

6. Если указано равенство 2 = И, то вторую букву в слове надо заменить на И.

7. Буквы или рисунки могут быть изображены внутри других букв, над ними, под ними, за ними и на них. Так обозначают части слов «в», «над», «под», «за», «на».

8. Цифры над рисунками означают изменение порядка букв в слове.

Пользуясь правилами, разгадай ребусы.

    Определения и наоборот

“Определения”- придумай как можно больше определений характеризующих слово

Снег- холодный, пушистый, белый, переливающийся и т.д.

Облака-

Радуга-

И наоборот – прочитав определения угадай какое слово загадано