Концепция воспитания

Дошкольное отделение является структурным подразделением  Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа» (Оренбургский санаторный  Дом детства).

Наполняемость отделения составляет – 52 ребенка.  В отделении функционирует  4 группы.

Цель нашей воспитательной системы – создание комфортных условий для проживания и развития дошкольников.

Реализацию этой цели мы видим посредством решения следующих задач:

• Создание современной материально-технической базы дошкольного отделения;

• Обеспечение полного методического обеспечения;

• Использование современных технологий;

• Обеспечение безопасной жизнедеятельности, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПина;

• Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

В основе концепции воспитательной системы дошкольного отделения лежат три ключевые позиции:

1. Самоценность  дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца).  Согласно данной теории, основной путь развития ребенка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребенка дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-творческая деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.

2. Педагогическая концепция целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В.Крулехт).  Целостное развитие ребенка  - это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.

3. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы.

Концептуальные принципы.

Принцип гуманитаризации – рассматривается как усиление  гуманитарной направленности воспитательного и образовательного процесса и влияние всех разделов  образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.

Принцип целостности образа мира  требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами и  явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

Принцип культуросообразности – создание условий для наиболее полного  (с учетом возраста) ознакомления  с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип преемственности  - создание единой системы непрерывного и преемственного обучения и воспитания предоставляет, однако, право каждому звену самостоятельно решать свои задачи, применять для этого соответствующие методы и приемы, иметь свои конкретные воспитательные, образовательные и развивающие цели.

В  нашем учреждении находятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, поэтому наша воспитательная система включает в себя воспитательный  и образовательный процесс, ориентированный на социальное окружение ребенка.

Воспитательная работа в дошкольном отделении охватывает два возрастных периода, которая ставит перед педагогами  определенные задачи.

В младшем дошкольном возрасте (младшая и средняя группа):

• Формировать умение ориентироваться в человеческих отношениях, чувствовать и осознавать доброжелательное и недоброжелательное отношение окружающих, замечать изменение настроения, эмоционального состояния близкого взрослого, сверстника, проявлять внимание, сочувствие.

• Развивать способность сдерживать непосредственные ситуативные желания «я хочу».

• Учить входить в устойчивые игровые объединения детей, использовать в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии для выражения радости, восторга,  грусти и других состояний.

• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группа):

•  Развивать социальные мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее.

• Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда;

• Воспитывать этически ценные способы общения.

• Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.