Тема: «Организация процесса математического развития дошкольников с учетом положений ФГОС ДО»

Актуальность: После принятия ФГОС ДО, основополагающего документа, регламентирующего деятельность дошкольных образовательных организаций, наступил достаточно сложный период. В первую очередь в сложной ситуации оказались воспитатели, которые должный реализовывать положения Стандарта и перестроить образовательный процесс в соответствии с целями, задачами, обозначенными в качестве приоритетных в данном документе.

В данной ситуации очень многое будет зависеть от профессионализма педагогов, от уровня и качества сформированности базовых компетенции, непосредственно влияющих на результативность работы с детьми.

Изменение количества образовательных областей в Стандарте по сравнению с ФГТ, свидетельствует о большой интегрированности содержательного компонента образовательной программы дошкольного образования. Область «Познавательное развитие», куда входит формирование элементарных математических представлений «предполагает развитие интересов и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др)» кроме того, можно проследить тесную взаимосвязь между всеми образовательными областями. Все это четко обозначает необходимость комплексного подхода к решению образовательных воспитательных и развивающих задач.

Программное содержание раздела «Формирование элементарных математических представлений» должно быть «вплетено» в образовательный процесс и реализовываться через привлекательные виды детской деятельности.

Система обучения в детском саду построена таким образом, что каждое занятие (НОД) строго регламентировано по времени, и по месту и по частоте. Дети привыкают воспринимать математику как занятие, которое бывает 2 раза в неделю. Педагоги и родители также часто поддерживают в детях уверенность в том, что математика нужна будет только в школе и исключительно для того, чтобы хорошо учиться: «Вот пойдешь в школу, а там математика будет, а ты даже считать даже не умеешь»

Необходимо отказаться от такого одностороннего взгляда на математику. Любая деятельность содержит в себе разнообразные математические знания, связи и отношения. Когда математические представления формируется в условиях их практической востребованности, тогда они усваиваются в разы легче и прочнее, нежели в условиях стандарта организованного занятия, сидя за рабочими столами и действуя с привычным дидактическим материалом.

Дошкольник всегда должен видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него деятельности. В качестве таковой могут выступать игра, наблюдение, детское экспериментирование, конструктивная деятельность любых видов, художественно-изобразительная и музыкально-двигательная деятельность, литературно-языковая деятельность, общение, физическая двигательная деятельность и разнообразная трудовая деятельность.

«Не давать детям готовых знаний»-это аксиома развивающего обучения. Не нужно торопиться все сделать за ребенка, доставьте ему радость и удовольствие от самостоятельно сделанного «открытия», решения сложной задачи и пр. Необходимо вводить в практику работы с детьми больше проблемных вопросов, направленных на установление причинно-следственных связей, отношений и зависимостей. Старайтесь исключить подсказывающие («Это квадрат?») и альтернативные («Это квадрат или треугольник?») вопросы. Замените их вопросами типа: «Что это?», «Почему так думаешь?», «Как ты получил этот ответ» и пр.

Например: при знакомстве с геометрическими фигурами мы обращаем внимание на метрическую структуру каждой из них (наличие сторон, углов, вершин, объема и пр).Зная эти характерные особенности, ребенок сможет отличать геометрические фигуры, правильно их дифференцировать и обобщать по ключевым признакам. С этой целью мы можем предъявлять детям геометрические фигуры не в стандартном общепринятом виде, а со сдвигом оси.

В этом случае познавательный процесс идет совершенно по-другому. Квадрат «превращается» в ромб, ромб превращается в параллелограмм. Но на самом деле этого не происходит! Чтобы это понять и правильно определить геометрическую фигуру, нужно знать их характерные особенности: и у квадрата, и у ромба четыре стороны равны, четыре угла, четыре вершины (признаки сходства), но у квадрата все углы прямые, а у ромба- два острых угла и два тупых (признак отличия). Здесь сразу становятся знания об измерений линейкой, когда ребенок может доказать себе и другим, что стороны данных фигур равны.

Расположив фигуры, таким образом, можно предложить детям выполнить ряд заданий: «Покажите мне квадраты. Сколько их?», «Покажите мне ромбы. Сколько их?», «какие ещё фигуры ты видишь в этом ряду?» (Есть ли в этом ряду незнакомые тебе фигуры?)»

Затем, по результатам выполнения заданий можно организовать обсуждение допущенных ошибок. Подобная работа способствует тому, что ребенок приучается думать, не давать без многократной проверки их правильности, как бы очевидными на первый взгляд не казались.

Творческий подход к построению образовательного процесса и к реализации основных задач ФГОС ДО позволит в итоге, достичь следующих целей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями..; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает элементарными представлениями из области…естествознания, математики…;способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности »