3 Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Конструктивная деятельность предполагает создание конструкций из отдельных частей и деталей Ее выполнение развивает технические способности детей, способствует развитию изобретательских умений на качеств При создании кон нструкции необходимо учитывать взаимное расположение деталей, способ их соединения, возможность замены на другие детали и т.д. При этом ребенок познает свойства каждой из деталей, раскрывает для себя законо мерности соединения различных материалов Так, детали из пластилина соединяются прижимом, а металлические детали соединить трудно, нужны специальные способсоби.

Детское конструирование обозначает процесс построения сооружений таких конструкций, где предполагается взаимосвязь в расположении частей и элементов, способы их соединения [37, с 6] Дети конструируют, прежде, те сооружения и конструкции, которые их окружают и становятся предметом их опыта Созданная ребенком конструкция должна выполнять назначения настоящей: на кровати может спать кукла, в шкафу можно повесить в дядяг.

Первые конструкции детей появляются в ходе предметной деятельности в результате практических действий с различными объектами: кубиками, кружочками пирамидки и т.д. Взрослый наделяет такие сооружения определенным смыслом, поя Клиники доктора Ионовой, для чего их можно использовать: \"Какой у тебя мостик! Теперь по нему проедет машина\" (Е В Зворигина) Таким образом ребенок вовлекается в игру с конструкцией и открывает возможности ее использованияї використання.

Дошкольный возраст отмечается расцветом сюжетно-ролевой игры, поэтому конструктивная деятельность часто играет при этом обслуживающую роль Необходимость использования конструкции в игре становится ведущим мотивом м конструктивной деятельности время конструктивная деятельность приобретает для ребенка и самостоятельное значение, превращается в особую игру, увлекая ребенка своим процессом и включая условную ситуацииію.

Как отмечает А Н Давидчук, в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры [37, с 7]

Конструирование-игра отличается от строительных игр дошкольника особенностью своей цели и предмета В строительной игре на первый план выходит процесс построения сооружения, при этом ребенок берет на себя роль ь строителя Конструирование-игра сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь она направлена. на решение определенных технических задач с учетом ряда важных условий Например, длина моста должна быть достаточной для соединения \"берегов\" Вместе детская сооружение не отвечает всем требованиям к настоящей сооружения, напоминающего реальную только общей форме при отсутствии многих элементов тов Однако в игре конструкция должна выполнять ту функцию, ради которой создавалась: на парте можно разместить учебные принадлежности, на автомобиле можно везти грна везти вантаж.

Конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития Чтобы соорудить конструкцию, ребенок должен установить структуру объекта и его частей, учесть л логику их соединения Так, слишком широкая и низкая ваза не удерживает букет цветов в горизонтальном положении При этом ребенок раскрывает для себя, что возможности использования конструкций зависят от их фо РМИ Это побуждает дошкольника заранее продумать, какой формы должна быть конструкция Чтобы создать конструкцию с нужными свойствами ребенок тщательно обследует соответствующие образцы Подбор детали, с тают составляющими конструкции, соотносит свойства деталей между собой, прежде всего, по форме и размеру Однако всех особенностей конструкции ребенок предсказать заранее не способна Поэтому по ходу конст руювання она сверяет ее свойства из нужными и вносит необходимые коррективы Вот ребенок сделал из картона тарелки в форме конуса, но при попытке насыпать в них \"кашу\" (бусинки) замечает, что такая тарелка наклоняется и не удерживает контента Ребенок вносит изменения в свою конструкцию: обрезает конус и закрывает дырку пластилином, обеспечивая стабильность конструкцииільність конструкції.

Таким образом в течение дошкольного детства ребенок учится заранее продумывать свойства конструкции и способы ее создания К концу дошкольного возраста конструкция создается по предварительному замыслу м младенцеви.

Конструктивная деятельность является разновидностью творчества ребенка Уже младшие дошкольники проявляют свою индивидуальность и оригинальность Они способны по-своему использовать имеющиеся в их распоряжении постройки: Пи ирамидка становится \"деревом\", грибочек, изготовленный из природного материала, превращается в лисовичка т.д. Иногда ребенок инициирует конструирования, но самостоятельно его реализовать не способна Тогда на помо гу приходит взрослый Старшие дошкольники проявляют удивительную изобретательность в конструировании Они действуют по определенным замыслом, который включает осмысление функций (для чего будет использоваться) будущей к онструкции Ребенок использует необычные материалы и способы их сочетания Например, конструируя забор, ребенок использует обломки расчески, соединяя их между собой с помощью нити В противном выпад ку ребенок делает украшения для куклы, используя цветы и закрепляя их с помощью проволокдопомогою проволоки.

Заключение об особенностях конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

- в процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике;

- в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображения (сближается с изобразительной деятельностью) и строительство для игры (сближается с конструкт тивно-техническим творчеством взрослых)

- детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме;

- конструирование дошкольника опирается на его умственную деятельность и одновременно служит средством ее развития;

- умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого;

- с возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter