Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки.

Домникова Алла Владимировна,

музыкальный руководитель 1 квалификационной категории

ДОУ «Орленок» г. Куйбышева Новосибирской области

Детство-это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребенка, так и на формирование всех сторон его личности.

Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, пробуждает любовь к Родине, помогает им познавать мир, с помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

Главной целью своей педагогической деятельности я считаю нравственно- патриотическое воспитание дошкольника, обогащение его духовного мира через развитие музыкальных способностей.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Я уверена, что дети должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Мои дети соприкасаются с фольклорным материалом постоянно на протяжении всего учебного года. При этом нельзя сказать, что я работаю только в этом направлении, но тема прославления родного, русского является главной в нравственном и эстетическом воспитании детей.

В музыкальной жизни моих воспитанников фольклор тесно переплетается с классикой и современностью. При знакомстве детей с песней я учитываю особенности русского мелодизма, лада, метроритма. Как красивы распевы русских мелодий, как жизнеутверждающе звучат древние народные лады! Такие песни, как «Русская зима», «Осенины на Руси» Л. Олифировой написаны в традициях русской песни, но современны по ритму, гармоническим сочетаниям. У детей они вызывают светлые, радостные эмоции и надолго остаются самыми любимыми в их репертуаре.

Поставив одну из задач - познакомить своих воспитанников с народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, я разработала проект «Светелка-горенка».

Цель данного проекта – приобщить детей к истокам народной культуры, воспитывать патриотизм и духовность на основе народного фольклора. Мной разработан перспективный план работы по реализации данного проекта, в котором отражены интерактивные формы работы, темы, цели и задачи, предварительная работа, содержание деятельности.

Первые шаги в данном направлении показали, насколько велик у детей к этому интерес. Прежде чем начать работу над проектом, я изучила историю народного творчества, нашей культуры, секреты народной кухни. Собрали большой фольклорный материал и совместно с воспитателями детского сада создали комнату русского быта «Светелку- горенку». Сегодня в нашей светелке есть старинные иконы, прялки, зыбка, чугунки, ухваты, кадки, ткацкий станок и рубанок, которому уже 100 лет. Все эти вещи- дары местных жителей.

В течение 5 лет я являюсь руководителем фольклорного ансамбля «Прялица». Мои воспитанники- постоянные участники и победители конкурсов разных уровней.

Детский фольклор прост для исполнения, вместе с тем - это истинная музыка, истинная поэзия. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления, окружающие ребенка с его появления на свет, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Дети с огромным удовольствием слушают музыкальные произведения, такие как: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк” и выразительно передают в движениях соответствующие образы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) обязательно заканчивается тематическим праздником или развлечением.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям.

Сотрудничество с родителями воспитанников осуществляю как с полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, применяя новые формы работы: консультации, беседы, открытые занятия, праздники, утренники. Разработала консультации в форме папки-передвижки по темам: «Моя семья», «Народные игры в жизни детей», «Живи в веках, моя Россия». Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Отрадно знать, что тот огонек творчества, который я зажгла в детских сердцах, не угасает, а продолжает гореть, творить новое!

Я стремлюсь к тому, чтобы сделать жизнь своих воспитанников содержательной и интересной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, чтобы музыка стала для них частью души!