Скачать:

Предварительный просмотр:

Влияние подвижной игры на развитие памяти

детей дошкольного возраста

Уже в глубокой древности люди придавали большое значение памяти. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а чистейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит с развитием человека, а те или иные этапы памяти – это следствие изменения взаимоотношений человека с внешним миром и людьми.

Память, как и все психические процессы, имеет особенности возвратные и индивидуальные. В настоящее время в науке нет единой теории памяти, поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.

В дошкольном возрасте интенсивно формируются различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь познавательных процессов, видов деятельности ребенка. Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие памяти является чрезвычайно актуальной проблемой.

Резервы памяти огромны, но существенно улучшить ее можно только специально организованными занятиями.

В настоящее время большое внимание психологов, физиологов, педагогов, специалистов по разным видам спорта привлечено к дошкольному возрасту, поскольку педагогический опыт и многочисленные исследования свидетельствуют о громадных психофизических резервах развития детей. Как утверждают многие видные советские и зарубежные ученые (Б.А.Ананьев, Д.В.Эльконин.

А.В.Запорожец, А.М.Леушина, Б.Уайт и др.) дошкольный возраст имеет неоценимое значение для всестороннего развития индивида, является сензитивным в формировании человеческой личности, развитии ее способностей. Этот период является интенсивным в развитии умственных, художественных, двигательных и других способностей.

При создании определенных условий дошкольники могут усвоить такие знания, достичь такого уровня в развитии психики, движений, обрести такие нравственно-волевые качества, которые до сих пор считались недоступными для этого возраста. Однако потенциальные возможности детей представляют собой не готовые качества, умения и способности, не созревают на определенной возрастной ступени «спонтанно», а требуют соответствующим образом организованного обучения и воспитания.

По мнению А.В.Запорожца, оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей ребенка дошкольного возраста, для его гармоничного развития, создаются при учете следующих требований:

1.        Необходимо предусмотреть не только то, что ребенок может усвоить, но и требующиеся для этого физические и духовные силы. Нельзя забывать, что всякого рода перегрузки, переутомления чрезвычайно вредны на ранних этапах развития, когда созревание организма не закончилось и работоспособность ребенка ограничена.

2.        Максимальный педагогический эффект может быть достигнут при применении методов и форм воспитания, соответствующим психофизическим особенностям дошкольного возраста.

3.        Подлинно развивающий характер дошкольное воспитание приобретает лишь в том случае, когда учитывается особая роль дошкольного детства в развитии человека.

Игра формирует личность ребенка. Игра является ведущим видом деятельности детей. Маленький ребенок – это великий деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками и предметами. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие.

Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития. К.Д.Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а, следовательно, и на будущую судьбу. Понять природу игры – значит понять природу детства.

Все дети предпочитают подвижную игру другим формам двигательной активности, так как она удовлетворяет естественную потребность в движениях, эмоциях и является прекрасным средством самовыражения. Занятия подвижными играми оказывают большое влияние на всестороннее развитие. Существует прямая связь между движением и умственным развитием. В результате чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок в быстро меняющейся ситуации, оказывается положительное влияние на протекание психических процессов. Таким образом, в процессе обучения подвижным играм у детей развиваются умственные способности, память в том числе.

Подвижная игра – это сложная активная двигательная деятельность игрового характера, эмоционально окрашенная, где есть правила и движения. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость). Правила игры регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, чувства коллективизма, честности, дисциплинированности. Необходимость выполнять правила, преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете, развитие мышления, памяти и др.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Период, на который запоминается в дошкольном возрасте отодвигается на неопределенно долгие сроки, детство оставляет много ярких воспоминаний на всю жизнь. Ребенок запоминает то, что было интересно. По мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности. Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность. Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Роль деятельности детей в запоминании материала неоценима. Ведущая деятельность дошкольников – игра, в том числе и подвижная. Жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него прошлого опыта. В своей практической игровой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им ранее способы поведения, способы действия с предметами, он должен пользоваться приобретенными им знаниями, умениями и навыками. Без этого невозможно выполнение детьми игровой и другой деятельности. Необходимость вспомнить приводит детей к выделению цели запомнить. При этом важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является высокий уровень развития непроизвольной памяти, ибо, чем богаче опыт и знания, запечатленные ими непроизвольно, тем больше возможностей возникает у них вспомнить, используя продукты непроизвольной памяти в своей практической игровой деятельности. Отношение ребенка к запоминаемому очень важно. То, что его интересует, увлекает, радует, хорошо запоминается. Дети начинают применять цель запомнить – вспомнить, прежде всего, в практической деятельности, в игре, которая близка ребенку, значима для него.

Чтобы успешно играть, ребенку необходимо запомнить правила подвижной игры.  Многие игры содержат стихотворное сопровождение. Запомнить и припомнить стихи, также является необходимостью ребенка в игре. Многие игры заставляют ребенка запомнить свое место (домик), расположение водящего, персонажей. А также ребенку нужно запомнить способ передвижения.

Все в подвижной игре очень интересно ребенку, достаточно быстро запоминается, долго сохраняется в памяти. Следовательно, подвижная игра является прекрасным стимулом развития памяти детей.

По теме:

Определение методов психологического и моторного воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего и среднего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательног.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослых, от того, как будут воспитываться дети, какие по.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, характерная особенность которой – комплексное воздействие на организм и личность ребенка. Функции игры: -.

Влияние пальчиковых игр на развитие речи дошкольников

Хочу поделиться своей работой по этой теме. Вижу хорошие результаты от этой деятельности. Часто использую пальчиковые игры в работе с детьми. Все занимаются с удовольствием. Заметила, что наши пальчик.

Хочу поделиться своей работой по этой теме. Вижу хорошие результаты от этой деятельности. Часто использую пальчиковые игры в работе с детьми. Все занимаются с удовольствием. Заметила, что наши пальчик.