Скачать:

Роль  занимательных  математических  игр

в процессе интеллектуального развития дошкольников

Подготовила Лисовская М.Я.

воспитатель СП «ОДО»  ГБДОУ СОШ № 625

г. Санкт-Петербург

Исходным условием интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования математических представлений являются цели и задачи образовательного процесса, воплощенные в соответствующих концепциях. Исследования отечественных психологов доказывают, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящие значение для дальнейшей учебной деятельности ребёнка. Поэтому важно сформировать у ребёнка готовность к учебной деятельности ещё в дошкольном возрасте.

Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах. Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.

Под сущностью интеллектуального развития понимается уровень развития умственных способностей, запас конкретных знаний и развитие познавательных процессов.

Под умом человека понимается такая функция мозга, которая заключается в точном и адекватном отражении закономерностей явлений окружающей жизни и в регуляции на этой основе деятельности человека, направленной на преобразование как объективной действительности, так и на совершенствование самого человека. В широком смысле слова ум - это совокупность познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения включительно.

Развитому уму присущи пытливость и любознательность как постоянное стремление к познанию неизвестного, к пополнению имеющихся знаний, широкие, достаточно устойчивые и глубокие познавательные интересы. Интеллектуальное развитие проявляется в широте ума - в способности рассмотреть явление в многообразных связях и отношениях, в способности к обобщениям.

Обобщая, можно говорить, что интеллектуальное развитие предполагает:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

самоконтроль (контролировать свои действия не только по их конечному результату, но и по ходу достижения).

Сущность интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений можно рассматривать как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения знаний и интеллектуальных умений.

Уровень интеллекта, которым обладает тот или иной человек, не представляет собой сугубо врожденное, а тем более генетически наследуемое свойство - он является именно системой способностей. Способности формируются в процессе осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с другими людьми. Врожденными являются только задатки. Как известно, способности не только формируются в деятельности - они в ней и проявляются. Поэтому оценить интеллект ребенка можно лишь на основе наблюдений за результативностью его повседневной интеллектуальной деятельности или успешностью выполнения интеллектуальных заданий (тестов).

Накопление конкретных знаний - необходимое условие мышления: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать". Так же для характеристики интеллектуального развития важны те операции, с помощью которых приобретается знание, накопление хорошо отработанных и прочно закреплённых приёмов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям.

Уровень интеллектуального развития характеризуется следующими показателями:

1  самостоятельность мышления;

2  быстротой и точностью усвоения учебного материала;

3  быстротой умственной ориентировки (находчивости) при решении нестандартных задач;

4  глубоким проникновением в сущность изучаемых явлений (умение отличить существенное от несущественного);

5  критичность ума, отсутствием склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.

Развитие любознательности, потребности узнавать что-то новое - это одна из основных задач воспитания дошкольника. Любой ребёнок любопытен, и здесь роль взрослого незаменима. Действуя, ребёнок всё чаще пытается осмыслить свои, пока ещё заранее не планируемые действия: «А если передвинуть фигурку так? А может убрать лишнюю?» Попытка взрослого поскорее подсказать, помочь, нередко приносит вместо пользы, только вред. Конечно, помощь необходима, но мера её в каждом конкретном случае должна быть разной: от совета, до постановки перед ребёнком нового вопроса.

Развивающая математика является той областью, где при условии систематического обучения, можно не только дать определённую сумму знаний, умений, навыков детям, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые становятся в дальнейшем основой интеллектуальной и творческой деятельности человека.

Целью обучения на занятиях является усвоение ребёнком определённого программой круга знаний и умений, повышение познавательной активности. Это возможно лишь в том случае, когда образовательная деятельность (занятия) интересны детям, когда используются различные наглядные модели (карты, макеты, чертежи, плакаты, диаграммы, рисунки, сказочные персонажи), которые влияют на успешность обучения.

Важно не только, какими знаниями владеет ребёнок. а готов ли он  к получению новых знаний, умеет ли он рассуждать, спорить, фантазировать, делать самостоятельно выводы, строить замыслы сочинений, конструкций.

Человечество выработало большое количество знаков. И, главная трудность состоит не в том, чтобы усвоить правила, по которым их употребляют, а в том, чтобы понимать и учитывать, что именно они обозначают, какая сторона действительности за ними «спрятана». При усвоении  математики, надо помочь детям понять смысл чисел и арифметических знаков и чётко выделять те стороны объектов, к которым они относятся.

Но понимание значения отдельных предметов ещё недостаточно для решения умственных задач. Любая задача требует анализа её условий, выделения отношений между объектами, которые необходимо учитывать при решении. В математических задачах это отношение между количествами, в задачах на пространственную ориентировку - отношение мест, занимаемых предметами и т. д. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных символов, а их отношения – при помощи расположения этих символов в пространстве, в объёме или на плоскости.

У ребёнка владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития интеллектуальных способностей.

В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому. В этом возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключения, что позволит сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления. Поэтому процесс обучения должен быть организован так, чтобы проявилась собственная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий всё в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы.

Особо выделяется в педагогике в настоящее время проблемно-поисковый метод. Проблемное обучение характеризуется прежде всего самостоятельным поиском решения различных проблем, способствует осмысленному усвоению знаний, развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности. Потребность в этом способе возникает тогда, когда невозможно решить задачу с помощью известных способов.

Показателями активной мыслительной деятельности являются:

    наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения; умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные операции /анализ, сравнение, группировка и т. д. /; умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы; умение замечать ошибку у себя и у сверстников, исправлять её; умение выдвигать новую познавательную задачу; способствовать относительно долгому проявлению интереса к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.

Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. Многообразный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике. Они сталкиваются с различными проявлениями свойств предметов: цветом, формой, величиной, количеством, пространственным расположением предметов. Первостепенное значение имеет наглядность в обучении дошкольников развивающей математике. В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности в обучении дошкольников развивающей математике помогает дидактический материал, используемый на занятиях, который должен соответствовать возрасту детей, быть красочным, интересным, занимательным, интригующим, необычным, привлекательным.

Разрабатывая содержание и методику занятия, педагог должен учитывать ряд условий:

    развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, в результате которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера; интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна, так как однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку и снижают активность у детей; содержания занятий должны быть трудными, но посильными: слишком простой или слишком трудный материал не вызывает интереса, не создаёт интеллектуальной победы, не поддерживает познавательную активность; чем более новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем интереснее он для них; эмоциональность педагога, его умение поддерживать и направлять интерес к содержанию занятия стимулируют познавательную активность детей.

Основной движущей пружиной интеллектуально-практической деятельности является система вопросов и заданий, которые становятся перед детьми. Для того чтобы, побуждать мыслительную и познавательную активность детей, используются вопросы и задания:

    требующие установления сходства и различия (чем похожи и непохожи квадрат и круг, 10 и 6, прямая линия и волнистая и т.д.); чем менее очевидно различие и сходство, тем интереснее его обнаружить; требующие объяснения способа действия и осмысления полученных результатов (как ты будешь решать эту задачу? можно ли решить задачу без вопроса?); связанные с рассуждением, установлением причинно-следственных связей (почему эти предметы тонут, а эти плавают?); предполагающие прогнозирование результатов действия (что произойдёт, если убрать несколько цветов? станет больше или меньше птиц, если они улетят?); требующие опровержения или подтверждения выдвинутых положений примерами из личного опыта (где вы это видели? где ещё может пригодиться этот приём?).

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования развивающих игр, упражнений, задач, развлечений для интеллектуального развития детей.

Дети дошкольного возраста очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна и конечная цель: решить, сложить, найти нужную фигуру, преобразовать её, увидеть результат своей мыслительной деятельности.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения, дети проявляют и догадку, то есть, как бы внезапно приходят к правильному решению, Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. При этом старшим дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения, каком-то этапе.В процессе решения задач на смекалку практическим действиям предшествует обдумывание детьми хода поиска результата. Анализ соотношений проб показывает, что практические пробы свойственны, как правило, детям среднего возраста. Дети старшего дошкольного возраста осуществляют поиск путём сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно.

Подготовка к обучению в школе средствами занимательной математики имеет колоссальное значение. Дошкольникам доступны наиболее простые виды занимательных задач:

1  занимательные задачи, вопросы, шутки, задачи-головоломки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приёмом активизации умственной деятельности;

2.  игры на конструирование (моделирование) плоских или объёмных изображений объектов («Головоломка Пифагора», «Танграм», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Пантамино», «Кубики для всех», «Уголки»,«Сфинкс», «Сложи узор», «Уникум»,)и многие другие интересные занимательные игры, которые способствую развитию образного и логического мышления, пространственного воображения, фантазии, креативности.

3.  наглядные логические задачи: от самых простых, на заполнение пустых клеток, продолжения ряда, поиск признаков отличия, к более сложным - нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличий одной группы фигур от другой.

Разнообразные логические задачи вызывают у детей повышенный интерес и желание решить быстрее, правильнее и получить оценку за свою смекалку, энтузиазм, находчивость, повысить самооценку. В процессе решения подобных задач у детей формируется умение сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы.

В воспитательно-образовательном процессе занимательный математический материал используется с большим успехом. Благодаря работе с дидактическим занимательным материалом у детей вырабатывается умение быстро включаться в активный познавательный процесс, они быстро усваивают, что без внимательного рассматривания, практического апробирования невозможно решить даже несложную занимательную задачу, у них появляется желание думать, искать решение.   занимательный математический материал способствует формированию элементов логического и интуитивного мышления, развитию смекалки.

Наибольшего творчества дети старшего дошкольного возраста достигают при условии соблюдения определённой последовательности в формировании у них умений составлять силуэты в развивающих математических играх (« Танграм», «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора»):

1   знакомство с игрой, называние, обследование, группировка фигур по размеру, форме;

2   составление новых геометрических фигур (многоугольников) из имеющихся по заданию педагога, по образцу, по собственному замыслу; называние и обследование их осязательно-двигательным и зрительным способами;

3  выкладывание силуэтов из полного набора игры с использованием различных приёмов мотивации деятельности: организация выставки лучших работ, конкурсов;

4   выкладывание силуэтов, сюжетов  из двух одинаковых наборов к играм («Танграм»,«Колумбово яйцо», «Сфинкс» и другие).

Очень важно для обучения детей  создать определённые условия:

    подобрать занимательный математический материал с различным содержанием с учётом возрастных особенностей  дошкольников; разработать последовательность включения этого материала в содержание занятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей; создать условия для развития самостоятельной познавательно-игровой деятельности: игротеки, с постоянно пополняющимся комплектом игр развивающейся математики; обеспечить квалифицированное руководство деятельностью детей, направленной на развитие самостоятельности, инициативности; воспитание интереса к играм интеллектуального характера; подходить к каждому ребёнку с «оптимистической гипотезой», то есть, опираться на лучшее, что в нём есть; отказаться от сравнения отстающегоребенка с более успешным, а сравнивать ребёнка только с самим собой; создавать у детей ощущение «свободного выбора» в решении познавательных задач, поощрять и стимулировать проявления творчества; создать атмосферу взаимного доверия и уважения между педагогом и детьми, применять в обучении разные формы сотрудничества и сотворчества; обеспечить успешность продвижения каждого ребёнка в учебно-развивающем процессе и перспективы его дальнейшего развития.

Очень важно стремиться к тому, чтобы радость от интересных развивающих игр и упражнений постепенно переросла в желание учиться с радостью.