Скачать:

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………с.2

Глава I.  Теоретические основы развития творческих способностей у младших  дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности….с.5

    Развитие творческих способностей  в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….с.5 Развитие творческих способностей у младших  дошкольников. ……………………………………………………………………..с.9 Роль занятий по изобразительной деятельности  в развитии творческих способностей у младших  дошкольников. ….……с.11                                                                                                                          

Глава II.  Практика работы с детьми.…………………………………………с.14

2.1.     Диагностика уровня развития творческих способностей младших  дошкольников……………………………………………. с.14

2.2.    Методика развития творческих способностей  дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности  (на примере собственной практики).…………………………………………с.20

2.3.    Примеры используемых форм в работе с детьми. ………

Заключение………………………………………………………………….…с.30

Литература  ……………………………………………………………………с.32

Приложение …………………………………………………………………. с.35

Введение

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной

из актуальных. Творческие личности были нужны всегда, так как именно они

определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих,

нестандартно мыслящих людей ,действующих во благо развития общества.

То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в

плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте.

Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы

творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в

развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что

дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не

только образного мышления, но и воображения, психического процесса,

составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение  –

одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В

последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для

его развития. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных

задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на

этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к

проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных

творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования. творческие способности детей младшего

дошкольного возраста.

Предмет исследования. психолого-педагогические  условия развития

творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях

по изобразительной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом

исследования,  были сформулированы следующие задачи:

    проанализировать исследования  по проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии и педагогике; осуществить подбор адекватных методик для выявления уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте; выявить уровень развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; разработать развивающую программу по развитию творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности.

Гипотеза. исследование процесса  развития творческих способностей детей

младшего дошкольного возраста  на занятиях по  изобразительной

деятельности будет наиболее эффективен при создании следующих условий:

    Организации целенаправленной досуговой деятельности ребенка в дошкольном учреждении. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Комплексное и системное использование методов и приемов.

Практическая значимость:   состоит в выявлении условий  для эффективной

творческой деятельности младших дошкольников; разработка рекомендаций

для воспитателей по развитию творческих способностей у детей младшего

дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Методы исследования.

1) анализ, синтез, моделирование

2. Имперический метод:

1) наблюдение;

2) беседа;

В соответствии с этим работа была организованна в 4 этапа:

    Первый этап. обзор литературы по данной проблеме и написание первой главы; Второй этап:  Разработка и подбор адекватных методик для выявления уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте; Третий этап:  на основе данных методик выявить уровень развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; Четвертый этап:  разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Глава I.  Теоретические основы развития творческих способностей у младших  дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности.

1.1.Развитие творческих способностей  в психолого-педагогической литературе

Для уточнения предмета исследования обратимся к определениям.

В «Словаре практического психолога» (Составитель С.Ю.Головин)

способности определяются как «индивидуально-психологические

особенности человека, выражающие его готовность к овладению

определёнными видами деятельности и к их успешному выполнению,

являющиеся условием их успешного выполнения». Творчество здесь

определено как «психический процесс создания новых ценностей. как

бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат коей–

создание  новых материальных и духовных ценностей»

В «Толковом словаре русского языка» Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.

определяют способности как «природную одарённость, талантливость»,

а творчество как « создание новых по замыслу культурных

или материальных ценностей».

Проблема развития творческих способностей, условия их

формирования, исследовалась учеными разных направлений на протяжении

многих лет  (Я.А.Каменский, А.Макаренко. К.Д.Ушинский и др.), но и на

сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани.

Если раньше спор велся на тему природы способностей, то сегодня все

больше встает вопрос об условиях, методах их развития.

Изучению своеобразия детского изобразительного творчества в советской педагогике посвящен ряд педагогических и психологических исследований. Отечественные психологи и педагоги рассматривают детское творчество как самоценность ребёнка и его личностное качество, как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника (В.М.Бехтерев,  Д.Б.Богоявленская,  Е.И. Васильева, Л.A. Венгер,  H.A. Ветлугина,  Л.C. Выготский, A.B. Запорожец, В.Б. Косминская, В.С.Кузин, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков,   Б.М. Теплов и др.).

М.Б Теплов под способностями  понимает такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную лёгкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью.

В.Б. Косминская считает, что   способности  – не врождённые качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. «Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности».[30, с.60.]

Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества. «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» [32]. Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.

Н.А Ветлугина определила детское творчество  как «        первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Вспомним  черты детского словесного творчества, подмеченные К.И. Чуковским, или обаятельные рисунки на выставках, восхищающие даже искушенных зрителей. Надо указать и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребёнок выявляет своё понимание  окружающего, своё отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе. »[3, с.7 – 8 ]

Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» [4]. Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

Т.С. Комарова исследовала компонент способности к изображению. как овладение графическими навыками и умениями, включающими и технику рисования. Ею определено содержание графических умений и навыков, выделена система этих навыков и умений, доступная детям дошкольного возраста вообще и детям разных возрастных групп в частности, разработана методика их формирования.

Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность  ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.  Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий.

Таким образом, в условиях правильного руководства формируются подлинные творческие возможности ребенка, и тогда процесс его развития протекает успешно. Ребенок, лишенный этого руководства, как правило, дает сниженные показатели творчества и останавливается на ранних ступенях его развития.

Система руководства изобразительной деятельностью должна быть направлена к тому, чтобы ребенок богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное, что доступно его пониманию. Творческий процесс в рисунке лишь тогда может возникать и развиваться, если он базируется на систематическом улучшении качества изображения. Лишь на этой опоре развивается детское творческое воображение. Ребенок начинает охотно, смело и все более качественно выполнять разнообразные тематические задания и действовать по собственному замыслу. Если руководство слабо или неправильно, ребенок быстро теряет смелость и охоту к деятельности, что тормозит развитие его творчества.

Творчество у ребенка проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений. Для малыша проявлением творчества является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали. Творческим проявлением можно считать и изменение изображения в цвете. Очень ярко это проявляется в рисовании на сказочные темы. Например, отрицательных героев рисуют коричневым, черным цветом, а положительных героев — разнообразными яркими красками. Свое отношение к изображаемому дошкольники передают и другими средствами, тоже нарушающими действительность. Но это нарушение идет в результате желания усилить значимость, выразительность образа. Так, иногда они изменяют правильные пропорциональные соотношения, желая что-либо выделить.

Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. Обучение рисованию должно осуществляться педагогом планомерно и систематически. Иначе развитие способностей у детей к изобразительному искусству пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Е.А. Флёрина даёт очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии - элементы обучения.  Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к самостоятельности и творчеству. Поэтому не следует сводить понимание обучения только к формированию знаний и умений.

1.2. Развитие творческих способностей у младших  дошкольников

Для начала рассмотрим возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.

В младшем дошкольном  возрасте (3 – 4 года) ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. «Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая    становится   ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте .»[25]

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних

действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим

действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших

дошкольников являются действия с игрушками и предметами-

заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие

дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и

простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом

возрасте только начинают формироваться.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом

преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе

целенаправленных проб с учетом желаемого результата.  Дошкольники

способны установить некоторые скрытые связи и отношения между

предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,

которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты

выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В

результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно

большое количество норм, которые выступают основанием для оценки

собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.

Они скорее  играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные

взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно

по поводу игрушек.  Положение ребенка в группе сверстников во многом

определяется мнением воспитателя.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой  в образовательной области

«Художественное творчество» предусматривает для детей младшего

дошкольного возраста  развитие детского творчества, а именно:

    Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости от их созерцания. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Развивать умение в рисовании, лепке, аппликации, изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Развивать умение создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Как   уже говорилось,  детское творчество является первоначальной ступенью в развитии творческой деятельности.  Однако далеко не каждую детскую продукцию, будь то песенная импровизация или рисунок, стихотворение или лепка, можно назвать творчеством.

1.3.Роль занятий по изобразительной деятельности  в развитии творческих способностей у младших  дошкольников.

В.Б. Косминская пишет: «В педагогике уже доказано, что обучение

способствует лучшему развитию природных данных. Обучение, построенное лишь на выполнении ребёнком задания или образца только на подражании, несовместимо с воспитанием активной творческой личности. Даже простая техническая задача должна включать в себя элементы творческой активности».[31, с.68]

Сопоставление обучения  и творчества показало, что они имеют существенные связи. Н.А. Ветлугина считает: «Лишь тогда, когда обучение носит воспитывающий и развивающий  характер, возможно успешное развитие творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков художественного восприятия и исполнения – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным,  насыщенным, ярким и приобретёт истинно эстетический характер. Творчество детей в свою очередь активизирует процесс обучения. Ведь от детей при их импровизациях, сочинениях, конструировании требуется применение творческих действий.»[3, с.11]

Система обучения детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие творческой активности.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. «Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, палочкой, мелом и другими графическими материалами, и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов»

«Рисование, - отмечает  Л.С. Выготский, - является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не принуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает лёгкого стимула для того, чтобы ребёнок принялся за рисование».[4]

Занятия лепкой является одним  из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры.  Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем летали: в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами. Правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей.

Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта различных видов связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами.

Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.   Каждая из рассмотренных форм организации творческой деятельности может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.

Глава II.  Практика работы с детьми

2.1.     Диагностика уровня развития творческих способностей младших  дошкольников.

Главная функция диагностики -  дифференциация людей по показателям,

количественно отражающим их способности, и жесткое прогнозирование на

этой основе их возможностей и успешности деятельности. Так, по мнению

Н. Ф. Талызиной, диагностика должна следовать за психологической

теорией, реализующей деятельностный подход, ориентирующейся не на

стихийное становление способностей человека, а на управление ими,

теорией, изучающей качественное своеобразие познавательной деятельности

человека. «При данном подходе, — пишет она, — существенно меняется

функция психодиагностики; она теряет свое дискриминационное назначение,

хотя и сохраняет в определенных пределах прогностическую роль. Главной

ее функцией должна быть функция определения условий, наиболее

благоприятствующих дальнейшему развитию данного человека, помощь при

разработке программ обучения и развития, учитывающих своеобразие

наличного состояния его познавательной деятельности»

Аналогичную позицию высказывает детский психолог Д. Б. Эльконин. Он писал, что задачами диагностики являются «. не отбор детей, а контроль за ходом психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений»

Котова Е. В. Кузнецова СВ. Романова Т. А. в   « Развитие творческих способностей дошкольников:   Методическое пособие» считают, что при изучении творческих способностей в программу диагностики (мониторинга) следует включать комплекс творческих диагностических заданий, позволяющий на занятиях специально организованных разносторонне исследовать уровень проявления компонентов творчества, характерных для разных видов художественной деятельности.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Цель: выявить умение разрабатывать самостоятельно тему, способ

реализации и замысел будущей конструкции.

Оборудование: кирпичики (короткие и длинные) — 10 шт. 6 кубиков, 4

треугольные призмы (поровну крупные и мелкие), арка,конус, цилиндр,

набор мелких игрушек для стимулирования замысла и обыгрывания готовых

построек.

Низкий уровень  — назвать заранее предмет будущей конструкции не могут;

сразу же включаются в практический поиск какой-нибудь предметной

конструкции; название дают на основе сходства с каким-либо реальным

предметом по случайному признаку; задачу на предварительную разработку

Средний уровень  — могут заранее назвать тему будущей постройки и

указать отдельные внешние признаки задуманного предмета (форму, размер);

представления о составных частях предмета и способах их конструктивного