Аннотация

Период дошкольного детства, по мнению отечественных психологов, является периодом активного влияния психологических механизмов на личность. одним из которых является механизм подражания.

Abstract 2013 year, VAK speciality — 19.00.00, author — Vavilova Irina Nikolaevna

Похожие темы

Текст

научной работы на тему "МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА". Научная статья по специальности "Психология"

УДК 159.922.8

Вавилова Ирина Николаевна

Vavilova Irina Nikolaevna

кандидат педагогических наук, доцент Шадринского государственного педагогического института Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

PhD in Education Science, Assistant Professor, Shadrinsk State Pedagogical Institute Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

MECHANISMS OF PRESCHOOLERS’ SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация:

Summary:

Период дошкольного детства, по мнению отечественных психологов, является периодом активного влияния психологических механизмов на личность, одним из которых является механизм подражания.

Russian psychologists consider preschool age period to be the one, when psychological mechanisms influence the personality development, among which is an imitation mechanism.

Ключевые слова:

социально-личностное развитие, личность, психическая активность, нравственность.

Keywords:

Social and personal development, personality, mental activity, morality.

П.П. Блонский справедливо указывает, что «подражательность - одно из главных явлений социального единства». По подражанию, указывал И.П. Павлов, у ребенка формируется индивидуальное и общественное поведение.

Основные компоненты социального развития дошкольника - это наличие социального опыта, социально-смысловая ориентация, культуро-творчество, функции разных видов деятельности, в которых психологическими механизмами будут: подражание, рефлексия, эмоциональная идентификация, рефлекторная, нормативная и индуктивная регуляция, оценка и самооценка.

Основной целью социально-личностного развития ребенка остается адаптация к окружающей среде и стремление к определенному овладению ее содержанием. На протяжении дошкольного периода развивается новый социализированный уровень психофизиологических функций в индивидной системе с новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредованность) и складываются сложные психические образования.

Социальная детерминация внутреннего мира личности имеет сложную структуру. В ней главное -объективные условия, действующие через потребности и интересы личности, сформированные на психологическом и культурном уровнях. Социальным опытом дети овладевают при помощи взрослых в процессе вхождения личности в социальную среду. На современном этапе детство представляет собой физиологическое, психологическое, педагогическое и сложное социокультурное явление.

Л.С. Выготский понятие «социальной ситуации развития» обозначил особым сочетанием внутренних процессов и внешних условий, которые, являясь типичными для каждого возрастного этапа, обусловливают динамику психики на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования [1]. На каждом возрастном этапе развития у дошкольника значение приобретают механизмы, позволяющие решать актуальные проблемы личностного развития. С понятием личности тесно связано понятие «социализация», в которой основными институтами являются: семья, детский сад, школа, неформальные объединения и производственные коллективы. Они представляют собой общность людей, где активно протекает процесс социализации человека. Включенность человека в противоречивые социальные общности приводит к необходимости социальной активной ориентировке личности в разных социальных ситуациях. Их характеризует: психическая активность - потребность индивида в познании окружающей действительности при взаимодействии с окружающим миром. Это потребность индивида в познании своего «Я». Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру личности общества. Познание осуществляются через механизм рефлексии в повседневной деятельности, направленной на осмысление своих действий и действий других людей. Условием для развития психической активности выступают в зависимости от возраста виды деятельности: «фактор места», отражающий социальные ожидания групповой социальной среды.

Социализация - это процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта. На его основе идет социально-личностное развитие и значимость социального опыта ребенка в нравственном воспитании и развитии. Термин «социализация» введен американским социологом Ф.Г. Гид-дингсоном в 1887 г. в книге «Теория социализации». В ней определяется сущность как: «развитие социальной природы и характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни». Одну из первых попыток дать развернутую характеристику социализации осуществил Ж.Г. Тард. Ее он обозначал: включением индивида в нацию, народ как достижение сходства в языке, образовании, воспитании с другими

индивидами, составляющими общество [2]. Согласно Э. Дюркгейму, общество выживает с помощью общепризнанных норм и ценностей, которые усваиваются в процессе социализации. Г. Спенсер считал, что человек становится социальным существом благодаря прохождению социальных институтов: домашних, политических, церковных. М. Мид и Ч.Х. Кули провели аналогию между социализацией и процессом освоения ролей. Они выделили три стадии социализации: имитация - механическое повторение наблюдаемых действий; игра - переход из роли в роль; групповое членство - освоение своей роли, но глазами группы. Ж. Пиаже сформулировал концепцию когнитивного развития как ряд последовательных стадий детской социализации личности: до 2 лет - сенсомоторная; с 2 до 7 лет - преоперациональная; с 7 до 11 лет - конкретнооперациональная; после 12 лет - формально-операциональная. А.В. Петровский термин «социализация» объясняет как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидов социального опыта». Согласно В.В. Давыдову, «социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте».

По К.К. Платонову, социализация - это приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства [3>

Этапы становления социализации:

- традиционный - усвоение норм, эталонов поведения, стереотипов, характерных для ближайшего окружения микросоциума;

- институциональный - функции взаимодействия с институтами общества и социальными организациями;

- стилизованный - действия в рамках определенной профессиональной, возрастной, социальной субкультуры;

- межличностный - функции взаимодействия с субъективно значимыми лицами.

И.С. Кон рассматривает социальное положение индивида как место в определенной социальной структуре, в основе которой - усвоенная, интегрированная роль человека, представляющая внутреннее определение индивидом социального положения, отношения к этому положению и вытекающим из него обязанностям.

Факторами социализации выступают:

- мегафакторы (космос, планета, мир, которые влияют на социализацию жителей планеты);

- макрофакторы (этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию людей, живущих в ней); большие социальные группы, выделяемые по типу поселения, по субкультуре;

- микрофакторы (семья, сверстники, общественные, государственные и религиозные организации).

Д.И. Фельдштейн в концепции социального развития личности ребенка отметил, что важнейшим

критерием социализированности личности выступает степень ее независимости, а не степень ее приспособленчества, конформизма [4]. Он определяет социализацию как «сложный процесс социализации - индивидуализации, объективно задаваемой социальной действительностью, социальными задачами, требованиями общества», который «выступает процессом имманентного саморазвития психики и личности ребенка», спецификой морали. Эволюция учений о детском развитии шла по пути осмысления влияния социума на развитие ребенка. Ранние теории рассматривали развитие детей в системе отношений «ребенок - предмет». Детство понимается как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни полноправного члена общества. Приобщение ребенка к социальной действительности способствует зарождению общественной и нравственной направленности детской личности. Это период первоначального фактического складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Д.Б. Эльконину принадлежит фундаментальная и развернутая концепция психического развития, ориентированная на становление когнитивных и мотивационных образующих психику. Он попытался связать между собой два основных вектора развития психики ребенка: вектор взаимоотношений с миром вещей (познание и овладение предметным миром) и вектор взаимодействия ребенка с миром людей, считая, что деятельность ребенка внутри векторов представляет единый процесс, где и формируется личность [5]. По психологическому содержанию вектор как ведущая деятельность, присущая ребенку в данный момент. Но ее наличие не отменяет другие субдоминантные виды деятельности. Дети чувствительны к жизни, впечатлительны, эмоционально отзывчивы. Они воспринимают объекты и свойства предметов, которые вызывают у них эмоциональный отклик и эмоциональное отношение. В процессе развития этот единый процесс как бы раздваивается, и на каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они меняются местами. Смена доминирующего вектора на субдоминантный определяет начало нового возрастного этапа в компонентах психического развития ребенка. Внешний мир личности воспринимается через себя. Ребенок не просто подражает взрослым людям, он старается приобщиться к делам взрослых людей; у него появляется чувство ответственности. Он постепенно входит в мир морали, поэтапно осваивает существующие ценности и нормы (В.А. Беликов, Р.Р. Ветчинкина).

Согласно А.В. Петровскому [6], социальная ситуация развития может быть стабильной и нестабильной. Ведущими феноменами социализации являются: усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации. Он выделил стадий социализации:

- адаптация к действующим в этой общности нормам и формам взаимодействия, деятельности, усвоении социального опыта, приспособление, подражание;

- индивидуализация - выделение себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения, удовлетворение потребности в максимальной персонализации, желание найти свое место в обществе; интеграция личности в этой общности. Психологические механизмы теперь: имитация; иденти-

фикация; стыд; чувство вины. А.Б. Орлов считает, что ребенок, транслируя опыт взрослых в процесс обучения и воспитания, воспроизводя мир взрослых со всеми его неразрешимыми и обостряющимися проблемами. Б.Д. Парыгин утверждает, что это процесс вхождения в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которые вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития. Личность предстает как система социального поведения индивида. Он обозначает социально-психологические механизмы социализации как: подражание; внушение; социальная фасилитация; комфортность [7].

Социализация дошкольника определяет будущие свойства личности, состоящие в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, которые обозначают в системе мотивов ценность и индивидуальную активность выраженность личности. Согласно высказываниям Франкла, человек обретает смысл жизни, когда осознает определенные ценности и представил смысл, как жизненную задачу.

Социальная активность - это потребность человека выражается в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствие со своим мировоззрением, своими ценностными ориентациями. Она показывает отсутствие способности творить обстоятельства, полностью подчиняться им. Это зависимость человека от обстоятельств, от окружающих его людей.

Под негативной активностью в социуме понимается социально опасные личности, которые создают и изменяют обстоятельства, обладают механизмом рефлексии, действуя сознательно. Но они асоциальны, лишены чувства ответственности за людей, за себя. Психофизиологические задатки человека постепенно превращаются в социально значимые свойства личности. Главным остается - формирование нравственности, культуры поведения, что возможно за счет освоения и внедрения в содержание нравственности культурно-логического компонента, компонента эмпатического взаимодействия и позитивной мотивационной направленности в жизнедеятельность дошкольника.

Ссылки:

1. Выготский Л.С. Воспитание чувств // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В. Дубровина и др. М. 1998. С. 233-235.

2. Тард Ж.Г. Социальная логика. М. 1886. С. 57-65.

3. Платонов К.К. Занимательная психология. М. 1986. С. 35-49.

4. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М. 2004.

5. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие // Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д.И. Фель-

дштейна. М.;Воронеж, 2001. С. 218-238.

6. Петровский А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М. 2001.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. М. 2010.

References (transliterated):

1. Vygotskiy L.S. Vospitanie chuvstv // Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya: khrestomatiya / comp. by I.V. Du-brovina, et al. M. 1998. P. 233-235.

2. Tard Z.G. Sotsial'naya logika. M. 1886. P. 57-65.

3. Platonov K.K. Zanimatel'naya psikhologiya. M. 1986. P. 35-49.

4. Fel'dshteyn D.I. Psikhologiya vzrosleniya. M. 2004.

5. El'konin D.B. Igra i psikhicheskoe razvitie // Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh / ed. by D.I. Fel'dshteyn.

M.;Voronezh, 2001. P. 218-238.

6. Petrovskiy A.V. Osnovy teoreticheskoy psikhologii / A.V. Petrovskiy, M.G. Yaroshevskiy. M. 2001.

7. Parygin B.D. Sotsial'naya psikhologiya. Istoki i perspektivy. M. 2010.