Черты характера дошкольников

Черты характера дошкольников.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Знать характер человека - значит правильно и четко воспринимать те существенные его черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека.

Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, составляющие характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом и типологическом аспектах, а также в сфере индивидуальных особенностей.

В то же время в структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные черты, которые являются общими для всех людей:

целенаправленность - целеустремленность поведения человека; мотивы, побуждающие к деятельности, вытекают из главных, руководящих идей, которые становятся основной целью жизни;

инициативность - способность человека к самостоятельным волевым проявлениям, выраженная в самостоятельной постановке целей и организации действий, направленных на их достижение;

активность - деятельное отношение человека к труду;

дисциплинированность - точное и неуклонное подчинение своих действий установленным правилам и требованиям долга;

решительность - способность человека принимать самостоятельные решения и неуклонно проводить их в действия, связанные с трудностями или опасностями;

стойкость - упорство, настойчивость, стремление во что бы то ни стало достигнуть поставленной цели;

мужество - отсутствие страха перед препятствиями и опасностями;

выдержка - способность выдерживать большие напряжения, преодолевать чувство усталости, терпеливо переносить боль;

упорство, воля к победе - стойкие люди не отступают перед неудачами; наоборот, временные неудачи только еще более побуждают их энергию и стремление к победе.

Все черты личности можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Но когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения этой цели.

Чрезмерное усиление отдельных черт характера при избирательной уязвимости личности к определенного рода психогенным воздействиям и нормальной устойчивости к другим называется акцентуацией.

Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предложении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности. По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении друг с другом.

Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А. Е. Личко. Она построена на основе наблюдения за подростками. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются отклонения, не выходящие за пределы нормы, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При взрослении ребенка они теряют свою остроту, но со временем могут вновь отчетливо проявиться (особенно если возникает заболевание) .

Выделяют следующие важнейшие типы акцентуации характера:

Интровертный тип – для него свойственна замкнутость, утрата эмоциональности, духовное одиночество. Эти люди не интересуются жизнью товарищей, безразличны к успехам и неудачам окружающих. Они сдержанны в проявлении своих чувств. На все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других, и тем не менее они будут продолжать отстаивать ее, несмотря ни на что. В работе с данным типом можно добиться успеха, заинтересовав его деятельностью, в которой проявятся его способности и он сможет отличиться. Например: заинтересовать его художественной литературой, живописью, музыкой, спортом и систематически отмечать достигнутые им успехи, и переполненный восторгом от своего мастерства, нужности людям, он начнет сначала трудиться радостно и воодушевленно, а затем изменит отношение к окружающим.

Экстравертный тип – такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых. Они словоохотливы, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно занимают в них пассивную роль. В общении с друзьями, в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем попросят. Отталкивающие его особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

Гипертимный тип – представители этого типа – подвижные люди, легко сходящиеся с другими членами коллектива. Они почти всегда находятся в приподнятом настроении, в происходящее вокруг они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании. Имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки данного типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, произвести впечатление на окружающих.

Неврастенический тип – здесь преобладает дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражительность против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, но быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.

Сензитивный тип – свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Не любят больших компаний, подвижных игр. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Например, робкие и стеснительные мальчики пытаются вести себя заносчиво, развязано, показать свою энергию и волю. Но как только от них требуется смелость, решимость, они тут же пасуют.

Демонстративный тип – этот тип характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Лживость, артистичность, демонстративность поведения (вплоть до инсценировок самоубийства) – все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников. Так, например, старшеклассница З. начала получать анонимные письма, содержащие угрозы. Со слезами она

показывала эти письма учителям и друзьям, просила помощи и защиты. Но расследование вскоре показало, что З. сама писала себе эти письма и таким образом привлекала усиленное внимание всей школы к своей персоне, проявляя типично демонстративные черты характера.

Для сензитивных подростков труднопереносимы подозрения в дурных поступках, обвинения, вступающие в противоречие их самооценкой. Здесь целесообразны воспитательные воздействия: вовлечение их в общественную работу, выдвижение в актив класса.

Характер – это многогранное явление, и вполне вероятно, что в ближайшее время появятся новые, научно обоснованные методы его исследования.