Забыли свой пароль?

23.12.2014 | Автор: Елена Фитё

16 декабря 2014 года в МАДОУ детский сад «Теремок» АГО в рамках презентации опыта участников и победителей профессиональных педагогических конкурсов  прошел мастер – класс для воспитателей и старших воспитателей ДОО на тему: «Игровые подходы в социально – коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста». Мастер – класс подготовила и провела старший воспитатель МАДОУ детский сад «Теремок» АГО  Е.В. Фитё. Цель мастер -класса: Актуализация вопросов интеграции интерактивных игр направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников в воспитательно – образовательный процесс. 

Задачи:  1.Актуализировать знания педагогов по данному вопросу.

2. Познакомить педагогов с технологией интеграции игр в образовательное пространство детского сада.

3. Закрепить полученные знания в игровых упражнениях.

Предполагаемый результат:

  1. Расширение знаний педагогов по данной проблеме.
  2. Педагоги ознакомлены с этапами интеграции интерактивных игр в воспитательно – образовательный процесс.
  3. Полученные знания закреплены в практических упражнениях.
  4. Участника мастер – класса выдан пакет методических рекомендаций и игр: брошюра с играми, направленными на развитие социальных навыков у старших дошкольников: «Играя, учусь!»; буклет «Практические (проблемные) ситуации, направленные на социально – личностное развитие старших дошкольников»; буклет «Педагогические условия для развития социальных навыков у дошкольников».

 Наблюдая за детьми, мы всё чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее:

  •        – умение слушать собеседника;
  •        – умение эмоционально сопереживать;
  •        – умение планировать содержание акта общения;
  •        – умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать     конфликтные ситуации.

Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем – в категорию «предпочитаемых», «принятых».

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Сенситивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Это актуализируется и вФГОС  ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

Одними изцелевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Поэтому, для решения проблемы коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования социальных навыков у дошкольников.           

    Цели и задачи игр: Вести детей от подражания действиям взрослого к самостоятельному, творческому решению конструктивных задач возрастающей трудности. Переносить свои умения в самостоятельные игры. Обеспечить ребёнку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, сказок, мультфильмов. Упражнять в применении ценных этических норм взаимоотношений. Научить: использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов; проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником; принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации; принимать ответственность за свои чувства на самих себя.

Система игр условно разделена на блоки: 1. Блок интерактивных игр на сплоченность и сотрудничество. 2. Блок игр на обучение эффективным способам общения. 3. Блок игр, направленных на снятие конфликтности. 4.Блок игр, направленных на развитие эмоций. 5. Блок игр, направленных на формирование целостного представления о собственном «Я».

Технология интеграции игр в образовательное пространство:

Шаг первый. С чего начать?

  1. Постарайтесь стать для ваших воспитанников любимым взрослым, знающим много игр и с удовольствием в них играющим, с которым интересно проводить время.
  2. Сделайте всё возможное, чтобы расширить круг привязанностей дошкольников, объедините на этой почве всех детей группы, дайте им почувствовать преимущества коллективной жизни. Каждый ребёнок должен чувствовать себя комфортно в парной работе с любым из детей группы.
  3. Вводите игры в ВОП постепенно и разумно, т.е. систематически приучайте детей к исполнению правил и инструкций.

Поэтому,  на мастер-классе были представлены некоторые аспекты опыта работы воспитателя Елены Владимировны Фитё по данной проблеме.

Игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Все исследователи игры отмечают то обстоятельство, что в игровом взаимодействии ребёнок каким-то стихийным образом нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, а именно возможность разрешить конфликт через игру заставляет его вновь и вновь к ней обращаться.

Игры вырабатывают у детей понимание сущности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогают лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

Детские игры во всем их многообразии предоставляют ребёнку возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием

Поэтому, для решения проблемы коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы у дошкольников и учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и являе тся одним из наиболее эффективных и доступных способов развития социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни.  Задача  педагога – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт, и здесь необходимо подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Интерактивные игры – это типовые затруднительные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребёнку, приходящему в детский сад.

В этих играх прописано ролевое поведение всех участников игры, включая педагога, которое благоприятствует гармоничному проявлению природы каждого игрока

Игры универсальны, вариативны и могут быть использованы в разных видах деятельности (как организационный момент, ритуал окончания, и т.д.).

Есть у игр еще одно достоинство. Многие игры требуют для своего исполнения физической активности детей. Дети двигаю

Шаг второй. Знакомство со структурой описания игр.

Внимательно изучайте методические разработки каждой игры (цели, задачи, описание материалов и оборудования, советы по организации игрового пространства, правила и ход игр и т.д.).

Шаг третий: В какой последовательности знакомить детей с играми.

Лучше всего начать с игр, которые научат детей внимательно выслушивать ответы других игроков и потренироваться в навыках парной работы и тем самым подготовиться к более сложным формам сотрудничества.

Шаг четвёртый. Как использовать игры для решения задач социального развития и коррекции.

  1. Выделите в группе детей тех, чьё поведение вызывает у вас наибольшее беспокойство.
  2. Из всех их асоциальных особенностей выберите одну, которая вас волнует больше всего и вызывает наибольшие трудности в работе.
  3. Подберите игры, задачи которых наиболее полно отвечают коррекции вашей проблемы.
  4. Внесите игры в план ВОР и проводите игру 2 – 3 недели с небольшой подгруппой (4 – 6) детей. Среди играющих должно быть не больше 2 человек, нуждающихся в коррекции. Остальные – дети с нормальным социальным развитием.
  5. Если через 2 – 3 недели результат оказался неудовлетворительным, подберите новые игры и продолжай те работу по той же схеме.
  6. Если результат оказался хорошим – выделите другие проблемы в социальном развитии детей и начните работу по той же схеме.

Шаг пятый. Подбор игр для разрешения конкретной педагогической ситуации.

Определите свою воспитательно – образовательную задачу на данном этапе работы и подберите подходящую игру – с учетом возраста, интеллектуального и физического, а так же социального развития детей.

Шаг шестой. Как сделать НОД разнообразной и радостной для детей.

  1. Всё должно быть игрой!
  2. Игры должны быть разнообразными и часто меняться.
  3. Игры должны помогать узнать окружающий мир и себя, выявить свои сильные и слабые стороны, узнать пределы своих возможностей и перспективы их расширения.
  4. Игры должны быть подвижными. Все свои знания дети должны закрепить в телесной активности.
  5. Виды познавательной активности должны чередоваться, тогда учебный материал будет усвоен хорошо.

Шаг седьмой. Учитесь быстро перестраиваться!

Учитесь самостоятельно ориентироваться в подборе педагогических средств в зависимости от ситуации.  Внимательно следите за тем как дети реагируют на то или иное задание и быстро перестраивайтесь в зависимости от их реакции.