Развитие логического мышления дошкольников как средство повышения качества знаний

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.

Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДОв качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Познавательное развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности:

- развитию воображения и творческой активности;

- формированию познавательных действий, становлению сознания;

- развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формированию первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) .

Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического мышления позволил обнаружить следующие противоречия:

- необходимость успешного освоения ребенком программного материала с одной стороны и с традиционной формой организации педагогического процесса с другой стороны;

- заинтересованность в повышении качества образования и невозможность реализации образовательных задач;

- желание родителей иметь ребенка максимально адаптированного в социум и отсутствие знаний о значимости использования новых информационных технологий в развитии ребенка;

- необходимость получения качественного образования детьми и не активностью педагогов, внедряющих информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс.

В связи с устойчивой тенденцией ухудшения показателей познавательного развития детей неизмеримо возрастает ответственность родителей за судьбу каждого ребенка, которого надо не только адаптировать к существующему укладу жизни, но и подготовить. Поэтому очень важно вовлечение родителей, заинтересовать родителей этой проблемой. Провести родительское собрание на тему: Значение дидактических игр для всестороннего развития детей», семинар практикум, оформление уголка для родителей.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:

В результатах:

- нет интереса к познавательным играм;

- низкий уровень познавательной активности;

В основном процессе:

- не созданы условия для самостоятельной познавательной деятельности детей в группах;

- недостаточное использование инновационных технологий;

В содержании:

- отсутствие мотивации у детей;

- недостаточная методическая, материальная база ДОУ;

- не используются современные технологии и методы образования (метод проекта, компьютерные игры) ;

- не готовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи: приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем:

- у детей не сформирована способность к активной познавательной деятельности;

- родители не уделяют должного внимания познавательному развитию;

- педагоги недостаточно используют в работе инновационные технологии;

- Недостаточно продумана организация развивающей среды.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных недостатков, следует отметить, что не обеспечивается полноценное познавательное развитие. В связи с чем, обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования развития логического мышления.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Требования ФГОС ДОк результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

На завершающем этапе:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных

видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными

формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет

подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля) .

Для эффективности работы по развитию логического мышления мы используем разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.

Наглядные: наблюдения, демонстрация (тематических картинок, слайдов, видеофильмов) ; атрибуты к дидактическим играм, настольные игры;

Словесные: рассказы, беседы, загадки;

Практические: упражнения, лабораторный метод, познавательные игры. В процессе развития логического мышления детьми дошкольного возраста значительное место должно быть отведено различным средствам:

1. игровым формам в познавательной деятельности:

- игровые проблемные ситуации ««Что перепутал художник? », «Как Белоснежка гномов считала»;

- игры-эксперименты «В каком сосуде больше воды? »;

- словесные игры «Назови лишнее»; «Назови соседей»;

- пальчиковые игры – эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев.

-загадки, игры на развитие воображения. Используем широкую тематику: о домашних и диких животных, одежде, питании и т. д.

2. игровым формам в самостоятельной деятельности:

- дидактические игры «Засели числа в домик», «Что лишнее».

Этапы работы для достижения цели желаемых результатов:

1. Выявить уровень познавательной подготовленности с помощью диагностики. Формы мониторинга: наблюдения, беседы, тесты («Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях» Л. Д. Калачева, Л. Н. Прохорова) .

2. Разработать познавательные образовательные деятельности «В гости к цифрам».

3. Организовывать экскурсии в библиотеку.

4. Создать условия по развитию логического мышления дошкольников в режимных моментах:

- использовать дидактические игры при непосредственно образовательной деятельности;

5. Организовать развлечения «Времена года», «День математики»;

6. Организовать работу с родителями:

- консультации «Использование инновационных технологий в ДОО»; - приглашение родителей на деловую игру «Путешествие в страну логических игр».

- родительские собрания с привлечением психолога, медсестры.

7. Работа с педагогами:

- консультации «Дидактические игры в образовательной деятельности», «Успешный дошкольник - успешное будущее»;

- мастер-класс «Использование инновационных технологий в ДОО»;

- семинары «Развитие у дошкольников логического мышления в дидактических играх.