Методы диагностики развития коммуникативной компетентности старших дошкольников

Актуальность данного вопроса состоит в подборе методического инструментария позволяющего выявить уровень коммуникации ребенка старшего дошкольного возраста с другими людьми. Методический инструментарий должен включать совместную анкету: родителя, воспитателя и педагога- психолога и набор диагностических методик для детей старшего дошкольного возраста. Вопросы анкеты должны быть направлены на оценку способности детей к позитивному общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях: на занятиях, в играх, в быту. Диагностические методики должны выявить уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей взрослых и сверстников в различных ситуациях общения и взаимодействия, а также о способах адекватного выражения отношения к ним.

Одной из значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношения является отношения со сверстниками. В качестве базового метода выступает наблюдение за взаимоотношениями старших дошкольников в повседневной жизни. Применение данного метода позволяет нам увидеть конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. В своей практике, исследуя коммуникативную компетентность в группе старших дошкольников, я использую метод наблюдения и заполняю совместно с воспитателями «Таблицу анализа поведения и эмоций», предложенную А. А. Романовой. Данная методика удобна в использовании и в обработке результатов. Заполняется таблица с основными параметрами и определяется степень выраженности каждого параметра. Определяются поведенческие и эмоциональные особенности, как по каждому ребенку, так и по группе в целом. Полученные результаты дают основание для дальнейшей индивидуальной, подгрупповой или групповой работы.

Для более углубленного изучения коммуникативной сферы старших дошкольников, также полагаясь на метод наблюдения, могут быть использованы диагностические ситуации, выявляющие особенности взаимодействия дошкольников в совместной деятельности: «Рукавички» Г. Л. Цукерман, «Строитель», «Мозаика», Абрамова Т. А.

Целью этих методик является выявление уровня сформированности действий по согласованию условии в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Проводя наблюдение, за одной из диагностических ситуаций необходимо анализировать и оценивать, как протекает процесс взаимодействия детей:

1) Умеют ли дети договариваться;

2) Как осуществляется взаимный контроль;

3) Как относятся к результату деятельности своего партнера;

4) Осуществляется ли взаимопомощь;

5) Умеют ли рационально использовать средства деятельности.

Также при исследовании взаимоотношений старших дошкольников используется и социометрические методики. «Два домика», «Секрет» Т. А. Репиной.

Применение данных методик нам позволяет выявить различное статусное положение детей внутри группы, т. к. одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие - менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы.

Таким образом, применяя методы диагностики межличностных взаимоотношений на практике, мы своевременно обнаруживаем проблемные, конфликтные формы в отношении каждого ребенка с другими детьми. Использование данных методик на практике позволило нам выявить достаточно полную картину не только особенностей поведения ребёнка, но также вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника.

Еще одной составляющей коммуникативной компетентности является получение и восприятие в общении необходимой информации. Умение выслушать другого человека, с уважением отнестись к его мнению и интересам. Умение понимать эмоциональное состояние.

Не малую роль в коммуникативной компетенции играет, и социальное развитии ребенка-дошкольника. Она позволяет различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение. В качестве диагностики в данном случае может быть применена методика Я. И. Михайловой «Диагностика социального интеллекта». Где в субтесте №1 «Истории с завершением» появляется возможность предвидеть возможные последствия поведения ребенка в определенных ситуациях и предсказать, что произойдет дальше. Стимульный материал теста состоит из двух частей, представленных 5-ю сериями картинок, на которых изображены сцены с различными детьми. Субтест №2 «Группы экспрессии» предназначен для восприятия невербальной экспрессии, распознаванию мимики, поз, жестов характерных для семи эмоциональных состояний.

На 2-х рисунках, расположенных слева, разными способами изображено одно и то же чувство и состояние человека. Среди 4-х остальных, расположенных справа, ребенок должен найти тот образ, который выражает такое же чувство, что и на «опорных» картинках, и назвать эмоцию и эмоциональное состояние.

Из- неправильно сформированной коммуникативной сферы, ребенок в дальнейшем тяжело адаптируется к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении- уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, жалобы педагогу.

Умение эффективно общаться зависит от многих фактов, и в большей степени от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.