Ответы к государственному экзамену по педагогике: Часть 1 - ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Страница 11 из 24

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.

  Факторы, влияющие на развитие личности:

-     наследственность;

-     воспитание;

-     деятельность.

Развитие человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действиемфактора наследственности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям, что заложено в генах (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).

Человек от рождения несет в себеопределенные органические задатки. которые играютсущественную роль в развитии различных сторон личности. особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности.

СРЕДА – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает3 видов.

-биологическая (климат);

-социальная (общество);

-педагогическая (учителя, семья, коллектив).

Среда как фактор развития личности имеетсуществен­ное значение. она предоставляет ребенкувозможность ви­деть социальные явления с разных сторон. Ее влияние но­сит, как правило,стихийный, мало поддающийся педаго­гическому руководствухарактер. что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых оградить от со­циальной среды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов позна­ния и др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование личностипостоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. Среда может сдерживать развитие, а может и акти­визировать его, но быть безучастной к развитию не может.

Отношения со средой. в которые вступает ребенок,всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется.

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный специально организованный процесс формирования личности. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступаетв качестве основного, определяющего фактора ее развития.

Особенности воспитания как фактора развития личности:

- в отличие от первых двух фак­торов оно всегда носитцеленаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего)характер. Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам.;

-оно всегда соответствует социально-куль­турным ценностям народа, общества. в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия;

- воспитательный процесс строитсяпо определенной системе. Единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.

Наследственность, среда, воспитание - эти факторы при всей их значимости и необходимости все жене обеспечива­ют полноценного развития ребенка. т.к все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка: он никак не влияет на то, что будет за­ложено в его генах, не может изменить среду, не определя­ет цели и задачи собственного воспитания.

Но человек обладает удивительной особенностью -активностью. Активностьпроявляется в позна­нии мира. Именноактивность позволяет малышуовладевать спосо­бами действия с предметам и. Таким образом,активность как свойство живого орга­низма выступает вкачестве необходимого условия и пред­посылки развития.

У человекаактивность облекается в социальные фор­мы - разныевиды деятельности: игру, труд, учение. Каж­дый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей: игра - на удовлетворение потреб­ности проявить активность в той сфере, в которой невоз­можно реальное действие; труд- на удовлетворение по­требности в получении реального результата, в самоут­верждении, учение - на удовлетворение потребности в познании и т.д.

Рассмотренные факторы,обеспечиваю­т развитие ребенка как человеческого существа.