«Роль музыкально-дидактических игр в развитии дошкольников»

«Роль музыкально-дидактических игр в развитии дошкольников»

Среди многих видов искусства, музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне развитого человека. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой, пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

Одним из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.

Под руководством взрослого, ребёнок учиться сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, в танце, играх.

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр - в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в том случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры:

«Солнышко и тучка»

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление-умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют весёлой, грустной и спокойной музыке. Взрослый исполняет поочерёдно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть - накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию весёлые и грустные мелодии.

«Тихая и громкая музыка»

Программное содержание: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Ход игры: Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что жёлтый цвет соответствует тихой музыке, красный - громкой музыке. Далее взрослый исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующею по цвету динамическому оттенку музыки.

Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.

«Шумовой театр и шумовой оркестр»

Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.

Ход игры: Взрослый исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям, как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием музыкального шумового оркестра и шумового театра. В ходе игры взрослый исполняет знакомые детям песни и предлагает им исполнить на музыкальных инструментах ритмический рисунок.

Игровые правила: Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим.

Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, исполнять ритмический рисунок.

«Угадай, на чём играю?»

Программное содержание: Развивать у детей умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям, что встречал весёлых музыкантов, которые играли на разных музыкальных инструментах. А вот на каких инструментах они играли должны отгадать дети сами. Для этого взрослый использует ширму и имеющиеся в детские музыкальные инструменты: бубен, погремушку, дудочку и т. д. Послушав звучащий за ширмой инструмент, дети называют его и выбирают картинку с его изображением. В игре можно использовать песенку:

- Музыкальных инструментов Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, три. Знаем мы, ребята, пять.

А какой сейчас сыграет, А какой сейчас сыграет,

Ну – ка быстро говори. Ты попробуй отгадай.

Музыкальных инструментов

Знаем мы, ребята, семь.

А какой сейчас сыграет,

Отгадаем дружно все.

Игровые действия: Выбрать картинки с соответствующими инструментами.

Игровая цель: Первым собрать всех музыкантов.

«Сороконожка»

Ход игры: Взрослый предлагает детям посмотреть музыкальную игру (сороконожку), открутить крышечки, посмотреть – заглянуть в окошечко. Кого увидели на изображении, например: петушок, кошечка и т. д. Взрослый предлагает исполнить песенку про соответствующего героя; ребёнок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие ещё можно песни соотнести с данным изображением, определить характер музыки.

Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки.

Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.

«Лесенка».

Ход игры: Взрослый исполняет попевку «Лесенка» Е. Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т. д.) – вверх по лесенке или вниз. Затем взрослый исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить её.

Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально-аналитическое мышление-умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.

Развивать музыкальный слух - умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

Материал подготовлен музыкальным руководителем Кропачевой Н.Н.

Используемый материал:

«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» Г. А. Огурцова

«Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста». (Пособие для музыкальных руководителей) З. Я. Роот

сайт : www/ Sky Clip Art / ru