Формирование образности речи у старших дошкольников

Введение

Известно: речь – основа  психического развития дошкольников, поэтому одной из главных педагогических задач является в нашем ДОУ развитие речи. Это достаточно трудная задача, требующая целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей.

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.

Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы все дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами.

Воспитание образности речи – процесс длительный и кропотливый, так как образность речи вырабатывается в результате тренировки речевых навыков, сосредоточения внимания на выразительных возможностях языка.

Целью нашей работы с детьми с ТНР в течении 2-х лет является насыщение, накопление и использование в речи детей различных языковых средств: сравнительных оборотов, фразеологизмов, метких выражений.

Задача. научить понимать значение образных выражений из разных литературных жанров, органично и целесообразно использовать их в своей речи: подвести детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Основная часть

Главным стимулом развития речи на наш взгляд является создание условий для проявления речевой активности, которые мы постарались создать. В группе оборудована театральная студия, где в изобилии представлены разные виды театров, театральные куклы, маски, маски – шляпы, схемы – эмоции, подобраны мягкие игрушки – прототипы сказочных персонажей – отражающие их характерные особенности, используемые детьми в инсценировании, импровизации, диалогах. Изготовили дидактические игрушки: «Солнечные лучики», подушка «Мирилка, дразнилка, считалка».

Приобретены и изготовлены сюрпризные мешочки, шкатулки, корзиночки - с клубочками, шишками, орешками, цветами…, сундучки; игрушки – сигналы: колокольчики, музыкальные игрушки…

Сделана подборка фольклорного материала:

- по сезонам;

- «Чудесный короб» - считалки, мирилки, дразнилки, колыбельные, потешки, заклички о птицах, кошечках и кисках;

- «В морозный денек да за сказочку» - зачины, стихотворные тексты для сказочных персонажей, для входа и выхода из игры или сказочного действа;

-«Сундучок бабушки Забавы» - с подборкой русских народных  игр и хороводов;

-«Мишуткины сюрпризы» - с сюрпризными игрушками, картинками, подарками…;

Создана «Почемучкина библиотечка» с подбором книг по теме, сказок с аудио-касетами. Приобретен демонстрационный материал из цикла «Беседы по картине» - «В мире мудрых пословиц»; в распоряжение детям и родителям предоставлены словари: пословиц и поговорок, фразеологических оборотов; дидактические игры: «Антонимы», «Синонимы», «В гостях у сказки», «Сказочный герой».

Органично и эмоционально войти детям в блок народного творчества помогают персонажи: бабушка Забава (Варвара, Василиса, Глафира, Сказочница), хозяюшка, сказочник…, а так же видео – и аудио – письма от Незнайки, Винни-Пуха, Домового…

Развитие образности речи предполагает использование разных видов детской деятельности. На наш взгляд, прекрасной основой служит для этих целей театрально – игровая деятельность: здесь заикающийся ребенок учится устанавливать контакты, путем общения со сверстниками и взрослыми. Эта деятельность является первоосновой в создании положительного эмоционального фона, способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала, помогает найти себя, и поэтому приоритетна в нашей работе на протяжении пяти лет.

«Мир театра – есть тропинка к внутренним чувствам ребенка, к его душе» - пишет Л. Выготский.

Эта любимая и целительная детская деятельность, сопровождаемая речью, способствует развитию диалога, эмоциональности и выразительности речи.

Ценность педагогического достоинства театральной педагогики в том, что развитие образной речи здесь происходит в единстве с развитием других качеств: выразительности речи и движения.

Мир детства предстает перед ребенком в образах, звуках родного языка, играх. Все это в изобилии несет народное творчество богатое и разнообразное по своему содержанию.

Одной из форм обогащения образного словаря ребенка через народную культуру является знакомство с ней через игру, при этом происходит активное, творческое усвоение многих, казалось бы, отмерших и застывших традиций народной культуры, многих полезных истин, незатейливых на первый взгляд, но очень емких и красивых слов и выражений.

Практика показывает, что легкость и непринужденность игровых форм во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер возникший между поколениями «дедов» и «внуков».

Развитие образности речи включает все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое. Прекрасной основой здесь служат разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор, синонимов и других средств художественной выразительности, влияющих на развитие образности речи. Восторг и неподдельный интерес возник у детей к циклу речевых игр «Фейерверк в стране слов»: где все слова начинаются на одну букву, или же имеют одинаковую часть слова, где для героев, в которых превратились дети, находят важные для себя слова, где дети становятся «живыми словами», или « оживляли» предметы или картинки из «Чудесного короба».

Неиссякаемый источник детских вариантов возникает в игре «Скажи по-другому, по-сказочному».

По какой бы программе не занимался ребенок в детском саду, в его жизни обязательно должна присутствовать сказка.

Сказка, которая развлекает, утешает, обучает и даже лечит.

Известно, образцы речевой культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре. В произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи.

В работе использовали в первую очередь сказки с яркой характеристикой героев, простотой и ясностью композиции, разнообразием средств языковой выразительности их использование в собственной речевой деятельности и инсценировании.

Эффективный прием в усвоении детьми и в умении передавать особенности языковых средств, характерных для сказок, обогащении интонационного, лексического и синтаксического строя речи – это драматизация и инсценирование.

Ребенок постепенно занимает позицию импровизатора в предлагаемой театрализации, инсценировании. Большинство детей группы участвуют в поиске новых и новых вариантов диалога персонажей, логично строя свои высказывания, употребляя образные слова и выражения из знакомых произведений (потешек, считалок, сказок), заменяя невыразительные слова – яркими: бежит – несется сломя голову, плачет – горько-горько плачет, горюет.

В сказках много повторов, поэтому одно предложение цепляется за другое, как кружево слова тянутся, и дети учатся неторопливости речи, что особенно важно в коррекционной работе с  заикающимися детьми.

Знакомя с этим жанром, его художественными формами, уделяли внимание средствам языковой выразительности. На начальном этапе широко использовали прием совместного комментирования, в ходе которого мы высказывали собственное мнение о роли того или иного средства выразительности для точной и образной передачи художественного образа персонажа. Например: «В сказке «Гуси-лебеди» девочка так сильно испугалась Бабы Яги, что автор показал это необычными словами: сидит ни жива ни мертва». Поощрялись и попытки детей высказать свою точку зрения.

В работе со сказкой обращали внимание на то:

- Какие необычные выражения вы запомнили?

- Какие необычные имена получили герои?

- Какими словами говорится в сказке, например: «Морозко», что девочка замерзла? ( дрожит, озноб ее пробирает, чуть дух переводит, чуть языком шевелит ).

Эти вопросы помогали детям задуматься над тем, что обозначают эти слова в другом образном выражении, как необычно и красиво это звучит в речи, где уместно их использовать.

Подбирая произведения для чтения и последующей беседы по их содержанию, мы вдруг обнаружили, что они в разных сборниках называются по-разному. Например: сказка «Лиса и журавль» - «Как аукнется, так и откликнется», сказка «Пых» - «У страха глаза велики». А познакомившись с рядом р.н сказок и научившись осознавать их иносказательный смысл, сначала дети совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно подбирали к конкретному произведению пословицу или поговорку. Или давали название отдельному эпизоду сказки. Например: сказка «Золушка» - «Как проживешь, так и прослывешь»,  сказка «Теремок» - «В тесноте да не в обиде».

Сказки открыли нам широкие возможности для привлечения внимания к необычным выражениям – фразеологизмам. Работа с фразеологическими оборотами помогает привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам помогает понять обобщенный смысл малых фольклорных форм (ворон считать – быть невнимательным, морочить голову – обманывать)

Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок предлагали картинки, отображающие их буквальный и переносный смысл. А далее, дети справлялись с заданием: «Подбери картинку к пословице», которую читает взрослый.

Система работы позволила убедиться, что дети готовы не только понимать смысл, пословиц, но и использовать их в самостоятельных высказываниях. Воспользовавшись их интересом и увлеченностью, подвели детей к адекватному, точному и логичному использованию, накоплению в речи образных слов и выражений, заимствованных из пословиц и поговорок.

С этой целью мы приступили к составлению «Веселого словарика». В тесном сотрудничестве «педагог – ребенок – родитель». Благодаря этой эффективной, творческой со-деятельности взрослых и детей, собран уникальный материал – «мастерская слова» с детскими «объяснялками» пословиц и поговорок, фразеологических оборотов.

Это еще одна ступенька не только к формированию образности речи, но и шаг к исследовательской, познавательно-речевой деятельности, интереса к слову.

А.Барто сказала: «Словесная игра приучает ребенка любить слова, понимать душу слова». Несомненно игры со словом, образно-речевые игры помогают детям по-новому взглянуть на знакомые и ставшие давно уже привычными вещи, учат быть внимательными и наблюдательными, красиво и правильно

говорить. Поэтому основным «инструментарием» стали игровые упражнения:

- «Я начну, а ты продолжи»,

- «Распутай пословицу»,

- «Какая пословица здесь спряталась?» (с игрушками, картинками, схемами по содержанию произведения), включаемые  в занятия, фольклорно-игровые досуги, вечера-посиделки, блок  совместной художественно-речевой деятельности. Устраиваемые нами в группе в течении дня «минутки-шутки», «минутки-прибаутки», любимые детьми, дарят не только заряд хорошего настроения, но и являются импульсом к поиску новых фразеологических выражений, потешек вместе с родителями.

Поощряя творческие проявления детей в области слова, мы активизировали их использованием игровых приемов:

- «Волшебная яблонька»,

- «Солнечные лучики»,

- «Перепутанный клубок»,

- «Разлетевшиеся лепестки»,

- «Ромашковая полянка»,

- «Непослушные слова» (по принципу -  «слова разбежались», например: саночки, любишь, возить, кататься, люби),

- «Живые слова»,

- «Придумай новую пословицу», например: «Без труда – беда,  (горе, несчастье, нечего будет кушать…),

- «Ты мне – я тебе» (начало и конец пословицы),

- «Ответь на вопрос пословицей», например: «Без чего не вытащишь рыбку из пруда?», «Маленький труд лучше чего?», «За какой головой, как за каменной стеной?».

Интерес детей способствовал развитию образной лексики, собственному сочинительству под названием «рассуждалки». Специальные творческие задания на основе фразеологизмов, пословиц, поговорок подвели детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Создав накопительный словарь народных метких выражений, фразеологизмов, опробовали в работе с детьми составление творческих рассказов, где потешки, загадки, пословицы служили «мостиком – перекладинкой» к придумыванию сюжета сказки, рассказа.

Так по потешке «Котя-котенька, коток, кучерявенький лобок…. составлялось следующее начало: «Жили-были поживали, горя не знали котя-котенька, коток, кучерявенький лобок и …». А краткая по объему, но меткая пословица «Не учи безделью, а учи рукоделью» может послужить началом для сочинения новой сказки: «Жил-был мастер. Про него говорили: «У него золотые руки». Он никогда не бездельничал, а трудился и всех учил мастерству. Однажды он отправился в город …».

Учитывая образность и эмоциональность пословиц и поговорок, предлагались задания – включать их в те рассказы, в которых наши дети описывают хорошо известные факты или события, описывают случаи из жизни, из жизни домашних любимцев, которые особенно их взволновали или огорчили.

Обращение к личному опыту активизировали детей. В их речевых высказываниях стали чаще встречаться образные выражения, уместные в этих ситуациях. Для детей затрудняющихся в композиционном построении текста, использовали прием трансформации текстов или составление одного вида текста на основе другого. Например: предлагалось вспомнить сказку «Лис и мышонок» и придумать похожую о том, как встретились волк и заяц.

Заключение

Итогом этой работы является сочинение собственных сказок, рассказов. Дети, по желанию, рассказывают их перед аудиторией. Лучшие произведения вошли в рукописные книги издательства «Почемучки». Это: «Мохнатое чудо», «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка», « Веселый словарик», «Про кота и кошку и про котят немножко».

Параллельно с детьми мы помогали родителям освоиться в этой непростой теме через родительский уголок и совместное творчество с детьми.

Подготовили ряд консультации: «Шаги к грамотной речи», «Отложите букварь, и займитесь играми», «Видеть, слышать, читать лучшее».

В родительском уголке появилась рубрика « Словом душа растет», где помещали мудрые слова известных людей, пословицы и поговорки и рубрика «Из бабушкиного сундука», где предлагались народные игры и игры со словом. А так же оформили литературный материал по сезонам (игры, стихи, фольклорные произведения).

Библиотечки для заботливых родителей появились словари по теме.

Возникла обратная связь. Родители пополняли наши «сундучки - кладези народной мудрости» своими находками из интернета и библиотеки, помогали детям в пополнении их словарного багажа, словотворчества, сочинении рассказов, сказок.

Став равноправными партнерами взаимодействия в этой языковой «исследовательской» деятельности «педагог – ребенок – семья», мы побуждали у воспитанников интерес к языковому богатству.

Самостоятельное речевое творчество детей показало умение пользоваться разнообразными языковыми средствами в своей речи; интересно, живо, образно рассказывать и сочинять, что говорит о хорошем уровне речевого развития их.

Мы убедились, что формирование образной речи – это яркое общение с детьми через мелодичное звучание художественного слова в малых фольклорных формах, это настроение затейливости в театральных и речевых играх, в работе со сказкой.

Эти формы эмоционального общения и контакта с педагогом и друг с другом пробуждают ритмичность, богатство языка, выразительность средств, образности речи и интерес к художественному слову.

Своей работой мы укрепили «ниточку», которую называют связью поколений и сделали все, чтобы эта работа с детьми была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, увлекательной и эффективной.