Datalife Engine Demo

Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста: формы, условия, проблемы, перспективы. Детский сад 50. Конспект занятия

автор:Кадулина И.А. | 1-03-2012, 14:36 | Просмотров: 18

Слово “педсовет” означает советоваться, держать совет. Традиционная система методической работы, в которой главное место отводиться докладам, утратило свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Методическая работа в дошкольном учреждении – это комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практической обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

Профессиональный рост педагога всегда связан с поиском ответа на вопрос “как?”. Основанием профессионализма педагогов является их теоретическая подготовленность. Именно на развитие педагогического теоретического мышления призваны работать педсоветы, которые имеют разные формы организации и решают разные виды задач: научно – педагогические, психолого-педагогические и т.д.

Ценность их в том, что они обеспечивают обратную связь, откровенный обмен мнениями, позволяют анализировать конкретные ситуации, принимать необходимые решения, учат культуре дискуссии, сплачивают коллектив, повышают уровень отношений между сотрудниками.

Сегодня дошкольные учреждения изменяются, обновляются и перестраиваются. Педагогический совет как действующий орган направленный на объединение усилий педагогического коллектива на повышение уровня воспитательно-образовательной работы, призван менять старые педагогические представления и ориентиры. Необходимо внедряет в практику новые педагогические технологии и передовой опыт, но, не забывая и не отрицая традиционных подходов, используя все формы в преемственности.

Педагогический совет является приоритетной формой работы в процессе поисков и освоения новых подходов в развитии детей, собственных ориентиров и целевых установок.

Представлен продуктивный педагогический совет в дошкольном учреждении, на основе использования активных методов обучения педагогов. По форме такие педсоветы названы как – тематические интеллектуально-творческие. Их подготовка требует: определенной подготовительной работы, написание подробного хода проведения, обязательное разделение участников на команды, использование методов активизации педагогов, подведение итогов работы коллектива по определенной теме, диалога, сообщений и выработка решений.

Активные методы обучения, направленные на формирование творческого мышления, способствуют повышению квалификации педагогов.

Целю, организации и проведению данного педсовета является: Создание условий для активизации педагогической работы, раскрытию личностных качеств педагогов ДОУ, повышению их профессионализма, посредством включения их в деятельность педагогических советов.

Задачи:

  • Активизация педагогической работы в ДОУ.
  • Раскрытие профессионально – личностных качеств педагогов ДОУ.
  • Совершенствование коммуникативных возможностей педагогов, создание положительных эмоций, стимулирование познавательной активности.
  • Усвоение основ педагогики, теории и практики работы с детьми, изучение и внедрение передового педагогического опыта в целях повышения качества Воспитательно-образовательного процесса.

Алгоритм работы над темой педсовета:

1. Обдумать проблему:

  • Выделить причины.
  • Кого она касается.
  • Чего она касается.

2. Что я собираюсь достичь:

  • Определить цель.
  • Определить задачи.
  • Определить результат.

3. Собрать информацию :

  • Анализ работы в коллективе.
  • Анализ данной темы в практике работы других ДОУ.

4. Определить курс действий:

  • Комплекс мероприятий позволяющих повысить профессиональное мастерство педагогов, через подготовку, организацию и проведение педсоветов.

Форма проведения. “Устный журнал для творческих людей”.

Цель:

  1. Привлечь внимание педагогов к решению проблем развития креативных способностей детей дошкольного возраста
  2. Взаимное обогащение педагогических знаний о творческом воспитании личности ребенка
  3. Поддержать атмосферу заинтересованности, поиска, творческих решений.

Содержание:

  1. Деление на группы.
  2. Вступительное слово главного редактора (заведующий ДОУ)
  3. Определение понятий: креативность, способности, творчество, структура креативности
  4. Типы образовательной среды.
  5. Творческие задания.
  6. Интеллектуальные задания.
  7. Роль семьи в развитии креативности у детей.
  8. Домашнее задание.
  9. Педагогический аукцион.
  10. Анкета для воспитателей.
  11. Рекомендации.

Ход педсовета:

  1. Деление на группы (собрать слова 1-я группа – креативность, 2-я группа – творчество. 3-я группа – способности).
  2. Вступительное слово главного редактора (заведующий ДОУ).

Успешность в жизни, профессиональной деятельности зависит от степени развитости такой интегральной характеристики личности как креативность, понимаемая нами как способность к преобразовательной активности, способность порождать новые идеи, созидать, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что каждый ребенок изначально обладает креативным потенциалом, который раскрывается в процессе социализации и воспитания. Рассматривая потенциал (в философии от лат. сила) как источник, возможность, средство, запас, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения какой – либо задачи, важно представлять условия, способствующие становлению и развитию креативного потенциала.

К нам поступило много вопросов воспитания творческих способностей дошкольников, содержания работы по развитию детской креативности. Поэтому сегодня мы обсудим данные вопросы на нашем заседании.

3. Первая страница. Определение понятий: креативность, способности, творчество, структура креативности.

Памятка для ведущего . Креативность [2] способность удивляться и познавать. Умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Структура креативности:

  • мотивационная сфера;
  • психические процессы (воображение, творческое мышление;
  • личностные качества (любознательность, активность, инициативность).

Рассматриваются вопросы:

  • Ваше понимание творчества?
  • Что является главным признаком творческой личности?
  • Отличие черт характера одаренных детей и детей с высоким уровнем развития творческих способностей?
  • Можно ли научить творческому мышлению?

4. Вторая страница. Типы образовательной среды. [3]

Группы получают тексты с описанием образовательной среды, необходимо определить тип.

Приложение 1.

1._____________________________ тип образовательной среды.

Традиция, авторитет, обряд, ведение как абсолютный закон. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, труд как закон, высокая нравственность как навык. Благоразумие, доходящее до пассивности, одностороннего незамечания прав и правд, которых не передала традиция, не освятил авторитет, не закрепил механически шаблон поступков. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она, как правило, ожесточается в своем стремлении устоять против чужой злой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность. Такой тип образовательной среды формирует людей, заключенных в своеобразную психологическую тюрьму.

(Ппамятка для ведущего: догматический тип образовательной среды.)

2._________________________тип образовательной среды.

Идейная среда: Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Нет поведения – есть добрая воля. Нет догм – есть проблемы. Нет благоразумия – есть жар души, энтузиазм. Сдерживающим началом здесь – отвращение к грязи, моральный эстетизм. Бывает – здесь временами ненавидят, но никогда не презирают. Терпимость тут не половинчатость убеждений, а уважение к человеческой мысли, радость, что свободная мысль парит на разных уровнях и в разных направлениях – сталкиваясь, снижая полет и вздымая – наполняет собой просторы.

(Памятка для ведущего: творческий тип образовательной среды.)

3.__________________________ _тип образовательной среды.

Среда внешнего лоска: Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма искусная эксплуатация чужих ценностей. Этикет, которому надо покоряться. Не достоинства, а ловкая самореклама. Жизнь не как труд и отдых, а вынюхивание и обхаживание. Ненасытное тщеславие, хищность, недовольство, высокомерие и раболепие, зависть, злоба. Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают, покупают и продают. Формируются черты личности – фальшь и лицемерие – искусная игра и точно пригнанная маска. Это активная, но зависимая личность.

(Памятка для ведущего: карьерный тип образовательной среды.)

4.__________________________ тип образовательной среды.

Среда потребления: душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании. продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки, среди привлекательной простоты. Такая личность всегда довольна тем, что у нее есть и не способна к напряжению и борьбе. Встречаясь с трудностями. такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения, продолжая скрываться в своем иллюзорном мире. Это свободная, но пассивная личность.Тип образовательной среды возникает там, где доброжелательное, душевное отношение к детям не подкрепляется соответствующей требовательностью; перед детьми не ставятся новые перспективы развития.

(Памятка для ведущего: безмятежный тип образовательной среды.)

Вывод:

  • догматическая” характеризуется зависимостью и пассивностью;
  • “безмятежная” – пассивность и свобода;
  • “карьерная” – активностью и зависимостью;
  • “творческая” – свободой и активностью.

Для развития творческой личности оптимальной средой является творческая образовательная среда.

5. Третья страница. “Вернемся в детство”.

Педагогам предлагается выполнить творческие задания.

  • “Сочини сказку”.

Игра проводится в кругу. Игрок держит в руках “волшебный предмет”, сочиняет первое предложение сказки, далее передает следующему игроку и т.д.
  • “Придумай и изобрази”.

    Рисование несуществующих животных “Звугр”, “Велень”, “Милея”. Предлагается представить и изобразить.

  • 6. Четвертая страница. Сбор информации.

    Группы выбирают корреспондента. Каждый корреспондент получат один вопрос, с которым он обходи все три группы, затем в своей группе обобщают ответы.

    Вопросы:

    1. Какие формы развития творческих способностей используются в ДОУ?
    2. При каких условиях может реализоваться идея творческого воспитания?
    3. Факторы способствующие и тормозящие развитие креативности?

    Памятка для ведущего.

    Факторы способствующие и тормозящие развитие креативности:

    Способствующие факторы:

    • Поощрение различных форм кративного продукта в семье и ДОУ.
    • Ориентация ребенка на креативное решение проблем.
    • Отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативы ребенка.
    • Возможность манипуляция с предметами и мыслями.
    • Обучение ребенка вниманию к сигналам окружающей среды.
    • Воспитательное воздействие в направлении признания ребенком ценности креативных черт своей личности.

    Тормозящие факторы:

    • Ориентация на успех, когда ребенок боится дать неправильный ответ.
    • Усиленная ориентация на мнение сверстников.
    • Запрещение вопросов и ограничение инициативы.
    • Строгое разграничение друг от друга игровой и трудовой деятельности.
    • Проделывание работы за ребенка.

    Ведущий предлагает обсудить проблемы по организации изодеятельности в развитии творчества детей, записать. Затем распределить по цветным кругам по степени сложности разрешения: зеленый – можно решить силами воспитателей, желтый – решение возможно с привлечением родителей, красный – трудно разрешимые проблемы.

    7. Пятая страница. “Роль семьи в развитии креативности у детей”.

    Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий воздействие на развитие способностей детей.

    Вопросы:

    1. Способствуют ли развитию творческих способностей детей или являются тормозом. Приведите примеры?
    2. Влияет ли на развитие ребенка профессия родителей, социальный статус, позиция п отношению к детям?
    3. Наши задачи по работе с родителями в развитии креативных способностей детей, через какие формы работы?

    8. Шестая страница. “Домашнее задание”.

    Группы зачитывают составленные рекомендации на основе опорных слов по развитию творческих способностей детей.

    Составить рекомендации для родителей по развитию способностей, креативности детей, используя опорные слова (данные рекомендации могут быть в форме советов, стихотворения, памятки, обращения, рекламы и т.д.). [3]

    Список опорных слов.

    Единство.

    Забавлять (развлекать чем-то занимательным, интересным).

    Забава – развлечение, игра.

    Загадочность – многозначительность, таинственность.

    Завести – привести в движение, пустить в ход.

    Задатки – зачатки способностей.

    Задача – сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения.

    Источник – то, что дает начало чему-нибудь.

    Исследовать.

    Направлять – устремить к чему-либо.

    Нравственный.

    Намекать – говорить, действовать намеками.

    Обаяние – очарование, притягательная сила.

    Образец – тот, кому нужно следовать, подражать, носитель каких-нибудь характерных черт, качеств, воплощение чего-нибудь.