Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе 'Школа 2100'

Авторы: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.М. Борисова, А.А Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, СА Козлова, И.В. Маслова, О.А. Куревина, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова.

Программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100 ». Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Цель программы: реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100 ».

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

  • разработать содержание, обеспечивающее воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
  • развивать познавательную сферу (мышление, воображение, память, речь);
  • эмоциональную сферу, цельность детского мировоззрения;
  • формировать опыт практической, познавательной, творческой и других видов деятельности;
  • опыт самопознания.

Обязательные условия для решения этих задач — охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды. Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом возрастном этапе его развития.

Задачи экологического образования решаются в разделе «Окружающий мир» (авторы — А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова).

Цель курса они видят в необходимости знакомства ребенка с целостной картиной мира, так как даже будучи неполной, при минимуме знаний ребенка, целостная картина мира позволит ему быть сознательным участником жизни. Такая картина достигается в процессе решения ребенком различных проблемных творческих задач по осмыслению своего опыта.

Структурно-содержательная характеристика

Программа написана авторами с позиций узнающего мир ребенка, что позволяет показать его взаимосвязь со всей окружающей действительностью. Они отмечают любознательность дошкольника, которая может угаснуть, если взрослые не могут (или, хуже того, — не хотят) ответить на интересующие ребенка вопросы.

Авторы программы придерживаются принципа «как можно больше вопросов преподавателя и как можно меньше его рассказов», так как небезосновательно полагают, что вопросы будоражат фантазию и побуждают к творчеству, а умелое чуткое руководство творчеством ребенка побуждает самостоятельно «открывать» окружающий мир, его закономерности. Важнейшую роль в проведении занятий авторы программы отводят принципу «минимакса» (это один из принципов «педагогики здравого смысла» А.А. Леонтьева), позволяющему дошкольнику узнать все, что его интересует, но запомнить, усвоить лишь небольшой образовательный минимум; обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

В разделе «Ознакомление с окружающим миром» выделено содержание работы с детьми по возрастам. У детей 3—4 лет процесс знакомства с окружающим миром строится на выработке навыка истолковывания своего опыта. Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы. Авторы исходят из того, что познание природы помогает детям младшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность.

Воспитатель создает условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывая эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

К концу года дети младшей группы должны знать:

  • названия детенышей домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких (заяц, волк, лиса, медведь, воробей, ворона, голубь) животных;
  • названия двух деревьев, двух травянистых растений;
  • обо всех временах года и их характерных особенностях;
  • основных домашних животных, диких зверей и птиц.

Дети могут:

  • различать зверей и птиц;
  • различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной местности;
  • пользоваться обобщающими словами и простейшими символами.

В 4—5 лет дети подводятся к установлению более сложных связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в основе первых родовых понятий. Продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, сезонных явлениях в природе. Воспитатель прививает интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным:

  • осторожно обходить кусты, цветы;
  • срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду;
  • спокойно вести себя возле птиц и других животных;
  • проявлять заботу о живых существах.

Большое внимание уделяется формированию у детей интереса к себе, своим близким. В результате работы дети имеют представление:

  • об элементарных правилах поведения в городе и природе;
  • основных частях тела человека и их назначении;
  • элементарных правилах поведения и личной гигиены;
  • условиях роста растений;
  • о выращивании овощей и фруктов;
  • профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий;
  • основных особенностях сезонной жизни природы;
  • основных особенностях сезонной жизни людей;
  • о домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными), жизни диких животных в природе.

Дети могут:

  • отличать времена года и их признаки;
  • отличать и называть деревья (3—4 вида) и кустарники (1 вид);
  • называть грибы и ягоды;
  • отличать съедобные части растений от несъедобных;
  • узнавать мухомор как несъедобный гриб.

В старшем дошкольном возрасте задача педагога — помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.

Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.

Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе, не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным. Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.

Воспитатель расширяет представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты — дети получают знания об их внешнем облике и поведении животных, учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; ведут календарь наблюдения природы.

У детей формируются элементарные понятия: «трава», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения». Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе. Дети «путешествуют» на Северный полюс, в тундру, степи, в Африку, Австралию.

В результате работы дети усваивают:

  • элементарные правила поведения в городе и природе;
  • особенности сезонных изменений в природе;
  • условия, необходимые для роста растений, зимующих птиц.

Имеют представление:

  • о строении своего тела;
  • погоде в разных частях света в разное время года;
  • растительном и животном мире разных частей света; —- об образе жизни людей в других странах;
  • народных промыслах;
  • трех состояниях вещества на примере воды;
  • животных, растениях (обобщенное представление);
  • сезонных явлениях (обобщенное представление).

Дети могут:

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
  • пользоваться календарем погоды;
  • ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:

  • формирование произвольного поведения;
  • овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
  • переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека);
  • мотивационная готовность.

Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. Ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы являются игровые образовательные технологии, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности дошкольника.

ВОбразовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является такая деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Школьный урок открытия знаний строится в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения, а для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей.

Учебно-методическое обеспечение

Один из разделов программы — «Дошкольная подготовка в рамках Образовательной программы "Школа 2100"» — постоянно пополняется методическими пособиями. Программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» реализована в конкретных пособиях, рекомендованных Минобрнауки РФ, и методических рекомендациях для педагогов. Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М. Сфера, 2009.