Условия формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста

Во всех примерных программах дошкольного образования вопросам развития культуры речевого общения уделяется немало внимания.

Так в программе «Детство» определены следующие задачи по формированию у детей навыков речевого общения:

Во II младшей группе: умение употреблять речевые формы вежливого общения; использование дружелюбного, спокойного тона общения.

В средней группе: говорить по очереди, не перебивая говорящего; знать формы вежливого обращения к взрослым и сверстникам, уметь обратиться с просьбой, жалобой, выразить благодарность, обиду.

В старшей группе: использовать принятые нормы вежливого речевого общения; знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном) .

Можно выделить следующие условия, способствующие воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста:

- обеспечение детей знаниями в области коммуникативной компетенции, ориентация педагога на демократический стиль общения с детьми, соблюдение им требований речевого этикета.

- обеспечение постоянного диалогического взаимодействия в повседневной жизни, на разных уровнях (воспитатель - ребенок; ребенок - сверстник; ребенок - старший по возрасту) ;

- целенаправленное использование специальных игр, упражнений, бесед для развития вербальных навыков, обеспечивающих культуру общения;

- обеспечение содержательной жизни ребенка в детском саду, которая будет находить отражение в его общении;

- воспитание эмпатии, доброжелательной ориентации на собеседника, уважения к его личности;

- единство подходов детского сада и семьи к воспитанию культуры речевого общения, педагогическая пропаганда знаний по культуре общения среди родителей, наличие культуры общения у взрослых между собой и в отношениях с ребенком.

Важнейшим условием в формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста является речь воспитателя. Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование, являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.

Е. И. Тихеева детально рассмотрела "культурные и методические требования" к речи воспитателя:

1. Речь педагога должна быть абсолютно грамотна и стилистически выдержана. Необходимо внимательно следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, учитывать ошибки и бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3. Структура и содержание речи должно строго соответствовать развитию, интересам детей, их возрастным особенностям, опираться на имеющийся опыт дошкольников.

4. Необходимо следить за точностью, ясностью и простотой речи, регулировать ее темп. От этого зависят точность детского восприятия, отчетливость понимания.

5. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи.

6. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание к ребенку.

7. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

Кроме того, речь воспитателя должна быть обусловлена демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры, что является профессиональной обязанностью воспитателя детского сада.

Педагогу необходимо организовать наблюдение за детьми в ходе совместной деятельности, а также целесообразно проведение индивидуальных диагностических бесед, во время которых рекомендуется обратить внимание на следующие компоненты:

- охотно или нет вступает ребенок в речевое общение со взрослыми, сверстниками;

- может или нет поддержать ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую ему тему;

- как говорит ребенок с детьми: много, мало, молчалив.

Воспитанием культуры речевого общения педагоги детского сада должны заниматься во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их.

Универсальным методом формирования культуры речевого общения является игра, в которой ребенок приобретает опыт общения, столь необходимый для жизни в обществе, коллективе, именно здесь в полной мере обеспечивается постоянное диалогическое взаимодействие ребенка со сверстниками. Во время игры происходит формирование общественных качеств детской личности: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение учитывать интересы другого. Появляется чувство долга и ответственность перед сверстниками. В игре ребенок активно воссоздает отношения между людьми, моральные нормы, лежащие в основе этих взаимоотношений.

Игровые взаимоотношения ребенка с окружающими людьми переживаются им как реальные. Возникшие в игре моральные конфликты никогда не оставляют ребенка равнодушным, бесчувственным.

Н. А. Курочкина рекомендует использовать самые разнообразные виды игр: подвижные, музыкальные, игры со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-инсценировки.

С. В. Дурандина классифицирует игры направленные на: формирование умений, обеспечивающих культуру речевого общения; формирование внимательного отношения к человеку – эмпатии; формирование умения прогнозировать реакцию собеседника на свои действия; дидактические игры, связанные с ситуацией общения одного ребенка с другим.

Важным условием формирования культуры речевого общения является опора на возрастные особенности детей. Так для младшего дошкольного возраста помогают в обучении кукольные персонажи. С помощью кукол можно разыгрывать сценки, в которых они демонстрируют, как надо пригласить взрослого или сверстника для совместной игры или деятельности, как следует правильно попросить, поблагодарить. Куклы очень вежливы и знают много "волшебных слов". Обучающее воздействие оказывают и общеизвестные ролевые игры, например "Магазин", «Парикмахерская», где нужно вежливо поздороваться, правильно попросить, поблагодарить и, уходя попрощаться.

Для среднего дошкольного возраста используют как старые, так и новые игры, сценки из жизни кукольных персонажей, беседы с использованием дидактических картин.

Старшие дошкольники, как правило, уже умеют играть и работать подгруппами в 6-8 человек. Они предпочитают в конфликтных ситуациях находить выход самостоятельно, не обращаясь к взрослому, знают достаточное количество правил речевого этикета и нередко используют эти правила. В этом возрасте, обучая речевому этикету, необходимо расширять репертуар ролевых игр, вводить в них неожиданные ситуации. Играя с детьми в "магазин" педагог может отказаться от товара, возмутиться его качеством или ценой. В данном случае стоит говорить с детьми о неожиданных ситуациях вообще в жизни и о правилах поведения в таких ситуациях.

В этом возрасте дети по-прежнему любят театрализованные игры, в том числе и пальчиковый театр. В таком театре можно разыгрывать вполне серьезные стихи и прозаические тексты. Но самую большую радость доставляет детям настоящее исполнение ролей в "живом спектакле".

Сопереживание и содействие героям литературных произведений в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам непосредственного участия не принимал. Следовательно, важным условием нравственного воспитания, и формирования культуры речевого общения дошкольников является чтение художественных произведений. Их подбор должен быть рассчитан на то, чтобы раскрыть для детей переживания, которые испытывают персонажи в той или иной ситуации, объяснить последствия их поступков для других и связанные с ними чувства. Используя литературные приемы, писатели побуждают ребенка, сравнивать свои поступки с поступками главных героев, делать моральный выбор.

Первую школу общения ребенок проходит в семье. Соприкасаясь с близкими людьми, он постигает азы общественного поведения, отношение взрослых к другим людям и, основываясь на этих образцах, строит собственное поведение.

Ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить, если нет плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателями.

Главной задачей в работе с родителями по этому направлению является приобщение родителей к очень тонкому и сложному процессу формирования у детей гуманного отношения к окружающим.

В практике работы педагогов детского сада используются различные формы работы с родителями: посещение детей дома, индивидуальные и заочные беседы, консультации, так как семья - колыбель духовного роста ребенка, основной фундамент воспитания культуры общения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что для формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста эффективными педагогическими условиями являются: речь воспитателя; чтение художественной литературы; игры, упражнения; коммуникативные ситуации; беседы; взаимодействие с родителями воспитанников по данному вопросу; целенаправленное педагогическое руководство.

Список литературы

Даренская Л. С. Воспитание культуры общения // Ребенок в детском саду—2002 №1

Смирнова Е. О. Витюк М. Т. О формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание —1994, №3

Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - Москва: 1972

Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников .- Москва 2001

Шипицына Л. М. Защиринская У. В. Воронова А. Н. Нилова Т. А. Азбука общения-С-Пб:2003