Тема по самообразованию:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

как эффективное средство подготовки руки к письму».

Своё выступление я хочу начать словами Сухомлинского В.А.

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности. А почему?

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Учитывая важность данной проблемы, мною разработана современная педагогическая технология, которая позволяет развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста, и может быть использована как педагогами, так и родителями для занятий с детьми.

Работу по развитию мелкой моторики я решила начать задолго до поступления детей в школу.

Цель моей работы. – подготовка руки детей дошкольного возраста к письму и выявление практической значимости и путей улучшения развития мелкой моторики.

Исходя из поставленной цели, определила основные задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Формировать графические навыки (развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность).

3. Развивать психические процессы (произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память), а так же речь детей; умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями.

4. Совершенствовать опыт просветительской работы с родителями.

5. Обогащать содержание предметно – развивающей среды.

Содержание работы строится поэтапно:

1 этап – подготовительный.

Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделён на блоки и включает в себя:

• Сбор информации по данной теме.

• Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.

• Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями

• Подбор материала (игрового и методического).

Предметно-развивающая среда создана таким образом, что в ней используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

В игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, шнуровками и т.д.

В зоне изобразительной деятельности. пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, бумага, природный материал и т.д.

В учебной зоне. пеналы с ручками, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр, всевозможные образцы рисунков по клеточкам.

В театральной зоне. разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев.

Для развития и коррекции зрительно - пространственной ориентации имеются мелкие игрушки, пуговицы, камешки, ракушки, геометрические фигуры.

Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности. При желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.

2 этап – основной.

Работа по развитию мелкой моторики руки на этом этапе реализуется че рез разные виды деятельности.

Содержание работы построено так же по 4 блокам педагогического процесса, с использованием комплексного подхода. Развитие мелкой моторики присутствует в любом виде деятельности (игровой, продуктивной, художественно-речевой, театрализованной, режимных моментах)

1.блок – непосредственная образовательная деятельность.

Включает цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных). Взрослый здесь всегда инициатор.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребёнка к письму. Все эти виды непосредственной образовательной деятельности способствуют развитию мелкой моторики.

Оптимальный, вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток в непосредственно образовательной деятельности. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

2.блок – совместная деятельность воспитателя с детьми.

Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры. ).

Нравятся детям пальчиковые игры. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. Каждое упражнение выполняется правой, левой рукой, а так же обеими руками вместе, вовлекая в действие все пальчики.

Очень любят дети игры со счётными палочками. Они выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребенка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера - инициатора. При этом он не обязывает детей к активности, но предлагает ее и приглашает к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряет, учитывает детскую инициативу в развертывании деятельности (в частности по развитию мелкой моторики). Обеспечивает условия для деятельности с "открытым концом" так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (начатую игру, конструирование, рисование, штриховка по трафаретам, плетение, пальчиковые игры, пальчиковый театр, работу с природным материалом и другие виды ручного труда).

3. блок – свободная самостоятельная деятельность. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

Здесь взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, но в то же время, являясь потенциальным партнером, который готов подключиться к их активности при просьбах: о помощи, в реализации их свободных замыслов, в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства.

Игры с пластилином полезны для детей со слабыми мышцами рук. Работа с пластилином является подготовительной овладению разными инструментами.

Шнуровка – идеальная игрушка для развития руки и развития устной речи.

Игры с пуговицами развивают усидчивость, воображение, творческие способности, мышление.

С помощью прищепок можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию.

Разнообразный конструктор и мозаика способствуют развитию мелкой моторики, внимания, мышления.

Игры с бусами развивают усидчивость.

Свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях.

4. блок – взаимодействие с родителями.

Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

В рамках данного блока используются как традиционные, так и не традиционные формы работы:

- родительские собрания;

- широко используется наглядная информация;

- семинары-практикумы;

- проведение конкурсов, выставок, праздников, развлечений совместно с родителями:

- проведение мастер-классов.

Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников - помощников по решению проблем по данному направлению.

3 этап – итоговый.

Он включает в себя диагностический блок, цель которого - подведение итогов работы, выявление результатов и определение дальнейшей работы.

Следует сказать, что работа, проводимая по данному направлению, оказывает влияние на развитие ребёнка в целом. Благодаря целенаправленной системы работы с детьми у детей улучшилась:

- зрительно-двигательная координация;

- улучшилась речь;

-сила руки;

-ловкость руки;

-переключаемость с одного вида движений на другой;