Роль игры в развитии мотивационной сферы дошкольника

Формирование мотивационной сферы у детей дошкольного возраста неразрывно связано с игровой деятельностью Во время игры происходитподчинения мотивов (подчинение ситуативных мотивов значимым), а также формирование мотивов, связанных с выполнением ребенком взятых на себя обязательств (Д Эльконин)

В процессе игры у ребенка возникает много ситуативных желаний, обычно обусловленных привлекательностью предметов, которых она не располагает, ролей, которые выполняют другие дети Однако она вынуждена отказов виться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива В таком случае игра является деятельностью, в которой эти мотивы наполняются новым социальным содержаниемом.

Некоторые исследователи считают, что игра является как средством формирования определенных мотивов у ребенка, так и мотивом непосредственно, поскольку она по своей природе не направлена. на достижение определенной объективной цели Моти См. игрового действия заключается не в ее результате, а в самом процессе Например, у ребенка, играющего кубиками, мотив игры заключается не в том, чтобы сделать постройку, а в содержании самого действия Это касается не только декабрь и дошкольника, но и любой игры вообще не выиграть, а играть - такова общая формула мотивации игры (0 Леонтьевтьєв).

Становление и развитие мотивационной сферы ребенка существенно зависят от места в ее жизнедеятельности ролевой игры, в которой дети часто идентифицируют себя с родителями и взрослыми, пытаются подражать их П Стремление играть роль взрослого является проявлением мотива власти Кроме того, в игре ребенок получает возможность символически выразить желание, конфликтные мотивации, эмоции, которые она не может продемонстрировать открыто или вы разить в словах Так, игры в войну, грабителей, индейцев, диких животных дают детям возможность социально принятым способом избавиться от чрезмерной агрессивностисті.

В коллективной ролевой игре происходит усвоение ребенком социальных норм, формирование у нее моральных суждений, развитие кооперации и сотрудничества, совокупно способствуют формированию просоциальних мотив вел - мотивов, направленных на позитивную, конструктивную, социально полезное поведение (альтруизм и взаимопомощь.

Самосознание и самооценка дошкольника

У ребенка параллельно с осознанием внешнего мира развивается и осознание себя, что приводит к созданию Я, которое преобладает над чувствами и мышлением Самоосознание происходит так же, как и осознание внешнего мира: переход ощущение к представлению и от него - к мыслями.

Самосознание выступает как продукт развития человека, образования, появляется и развивается в процессе активной деятельности ребенка, на основе ее взаимоотношений со взрослыми и ровесниками

Она отражает осознание индивидом того, какой он есть, какими качествами обладает, как относятся к нему другие люди, чем обусловлено это отношение

Она является сложной психологической развивающейся системой на протяжении всей жизни человека

В дошкольном возрасте возникновения самосознания - важнейшее достижение в развитии личности ребенка, а потому выяснение психологических условий ее формирования, причин, нежелательных отклонений в развитии является особо ливо актуальным для правильного построения основ будущей личности Возникает самосознание в период субъективного выделение ребенком своих действий со всей структуры ее предметной деятельности, становится мо жливим благодаря воспитательным воздействиям взрослых (указание, обучения, оценки), поскольку в совместных действиях ребенка и взрослого \"элемент содействия взрослого является ведущим\" (Б Ананьев(Б. Ананьєв).

Следующая стадия становления самосознания заключается в отделении ребенком себя от собственных действий в связи с использованием своего имени с генетической точки зрения использование собственного имени означает постепенное ный этап развития сознания, переход к выделению себя как постоянного целого из потока действий, которые изменяются характеризуют развитие самосознания ребенка изменения в ее речи, в частности в словарном с Апас, переход от оперирования преимущественно своим именем к употреблению более абстрактных выражений: \"мое\", \"у нас\", \"я\" Переход ребенка от трех до первого лица свидетельствует, по мнению Б Ананьева, о \"огромное сдвиги в развитии самосознания, определенный переход от представлений к мысли о себе перехід від уявлень до думки про себе".

Осознание ребенком собственных действий через взрослых, которые его окружают, является основой для формирования самооценки Сначала оценка себя и своих действий непосредственно отражает оценки других людей, которые руководят ее разви итком Однако такое отношение к себе еще не самооценкой, поскольку она предполагает прежде сознательное понимание и оценки собственных поступков, качеств и возможностей Это достигается только в старшем дошкиль ном возрасте Итак, за Б Ананьев-ным, путь формирования детского самосознания проходит от осознания собственных действий через оценки их другими к самооценке Поэтому самооценка является сложным продуктом развития в сознательной деятельности ребенка, одним из основных новообразований дошкольного возрастао віку.

Самооценка -компонент самосознания, который проявляется в том, как индивид оценивает свои достижения и неудачи, качества и возможности

Оценка дошкольником себя существенно зависит от оценки взрослого Заниженные оценки ослабляют уверенность ребенка в себе, завышены - вызывают переоценка своих возможностей и личных качеств

Чем точнее оценочный воздействие взрослого, тем адекватнее представления ребенка о своих возможностях и результаты своих действий Несмотря на то, сложившиеся представления о собственных действиях помогают дошкольнику критически относиться я к оценке взрослых, даже противостоять им В младшем дошкольном возрасте мнения, оценки взрослого не вызывают никаких сомнений у ребенка Старшие дошкольники воспринимают их уже через призму собственного к своему ду, могут даже не согласиться с этими оценочными соображениями Это происходит на основе умения анализировать результаты своих действий, отделять самооценку от оценки себя другими Познание дошкольником с воих возможностей происходит как на основе общения со взрослыми, так и на основе собственного опыта Дети с завышенными или заниженными представлениями о себе чувствительны к тому, что думают и говорят о ни х взрослые, легко поддаются их влияетпливам.

Примерно с 3-х лет общения со сверстниками начинает все больше влиять на развитие самосознания дошкольника, поскольку взрослого он воспринимает как недостижимый эталон Зато вполне доступными, п естественными и понятными для него сравнение с ровесниками взаимооценки дошкольников развивает способность видеть себя со бокку.

Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности зависит от умения анализировать результаты других детей В общении со сверстниками формируется способность оценивать другого человека, стимулирует возник кнення самооценкии.

Чем моложе дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников взаимооценки 3-4-летних детей субъективному, чаще подвергаются воздействию случайных факторов Малыши почти не способны обобщать действия ровесников, не различают похожих по содержанию качеств (Т Репина) Младшие дошкольники примерно одинаково видят положительные и отрицательные качества своих сверстников, старшие - больше внимания обращают на позитив ни внимательные оценкам сверстников дети от 4,5 до 5,5 лет концу дошкольного возраста ребенок уже имеет опыт индивидуальной деятельности, что позволяет ей критически воспринимать влияние окруженияочення.

Оценки сверстниками друг друга в любом возрасте учитывают деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности Большую роль играют и моральные качества Со временем дети обращаются ають внимание на большее количество проявлений, которые ассоциируются с понятием \"хороший\": в 4-5 лет - не бить никого, слушать воспитателя, маму и т.п.; в 5-6 - защищать детей, не кричать, быть опрятным, не жалеть и, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками; в 6-7 - не драться, слушаться, со всеми дружить и играть, угощать, помогать младшим Большинство старших дошкольников правильно понимают морал ьни нормы и качества, по которым оценивают сверстников (трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и т.ливість тощо).

Дошкольнику труднее объективно оценить себя, чем сверстника, поскольку его самооценка очень эмоциональная, он легко оценивает себя положительно Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т Репиной, в не ебагатьох детей на 7-м году жизни Неадекватность самооценки обусловлена. трудностями (особенно в младшем возрасте) в отделении своих умений от собственной личности Поэтому признание своей работы неудовлетворительной й или хуже, чем у других детей, значит для младшего дошкольника, что он вообще хуже них Даже старший дошкольник, понимая, что совершил или сделал что-то плохо, часто не способен это признать Он понимает, что хвастаться некрасиво, но стремление выделиться среди других детей у него настолько сильное, что спо * Нука к хитрости ради демонстрации своего превосходства над другими Старший дошкольник, к оли у него спрашивают, кто в группе лучший, по большей части отвечает, что не знает, что он также хорош (не бьется, добрый и др.); младший, не задумываясь, утверждает, что лучший еащий він.

Часто дети гордятся чертами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижения Это происходит потому, что, приписывая себе определенные качества, не всегда понимают значение соответствующего слова, сосредоточу уються только на оценочном смысле, что таким быть хорошо Кроме того, дошкольник еще не может разобраться в своей психической жизни, осознать свои качества, свойства Поэтому он может гордиться качествами, которым и не обладает обладает незначительно Оценивая себя, ребенок стремится положительной самооценки, хочет показать свою ценность для друнших.

С возрастом самооценка становится более адекватной возможностям ребенка, это предопределяют продуктивные виды деятельности, игры по правилам, где она видит и сравнивает свой результат (рисунок, конструкцию) с результатом м других детей, дает себе правильную оценку С-4-летний ребенок завышены оценивает свои потенции в достижении результата, поскольку мало знает о личностных качествах и познавательные возможности В 5 лет она не ли е знает об умении, но и имеет представление о своих познавательные возможности, личностные качества, внешний вид, адекватно реагирует на успех и неудачу; в в-7 - хорошо представляет свои физические и умственные возможности, личностные качества, правильно их оцениваетсяює.

На основе самооценки ребенок во взаимодействии с ровесниками может занять эгоистическую, конкурентную или гуманную позицию

Эгоистичный позиция заключается в безразличии к другим детям, сосредоточении интересов на предметах Дети с такой позицией часто ничего не знают о своих ровесников и даже не всегда помнят их имена, проявляют по отношению к ним игру убисть, агрессивность Это все равно вредит как сверстникам, так и им самим Их не любят, не хотят с ними играть, дружить, поэтому они становятся еще агрессивнееими.

Конкурентная позиция вызвана пониманием ребенком необходимости определенного поведения (быть послушной, никого не обижать), чтобы ее ценили, уважали, любили Такого ребенка любят и хвалят воспитатели, признают сверстники Однако в они интересуют ее лишь как средство самоутверждения Она с напряжением воспринимает их успехи, радуется неудачам, неадекватно оценивает их определенной степени это возрастному признаку поведения в общении со сверстниками, но в она не должна быть главнымвною.

Ребенок с гуманной позицией относится к людям как к самоценной личности, чувствительна к их внутреннего состояния, хорошо знает интересы, настроения и желания По своей инициативе делится тем, что имеет, опомагае другим, не думая о похвале, получая от этого радость и удовлетворениея.

Постепенно самооценка дошкольников становится мотивированным, существенно меняется характер его мотивов; 4-5-летние дети связывают самооценку не с собственным опытом, а с оценочными отношениями тех, кто их окружает (\"Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит \") 5-7-летние - обосновывают положительные самохарактеристики, несмотря на наличие определенных моральных качеств Даже не все бы-7-летние дети могут мотивировать сам ооцинк самооцінку.

Самооценка ребенка до 7-ми лет с общей становится дифференцированной Она делает выводы о своих достижениях в различных видах деятельности, видит, а чем справляется лучше, а что хуже

До 5-ти лет дети переоценивают свои умения; в 5-6,5 - редко хвалят себя, прибегают к более обоснованных самооценок, а к 7-ми лет - правильно себя оценивают и осознают в различных видах дея в.

В дошкольном детстве складывается такой важный показатель развития самосознания как осознание себя во времени Сначала ребенок живет только своим нынешним С приобретением и осознанием опыта ей становится доступным понимание своего прошлого Старший дошкольник просит взрослых рассказать, каким он был маленьким, довольно вспоминает эпизоды недавнего прошлого Не осознавая изменений, происходящих в нем со временем, понимает, что раньше был другим Его интересует также прошлое близких людей У дошкольника формируется способность осознавать будущее: вел хочет пойти в школу, освоить профессию, вырасти, чтобы приобрести и определенных переваереваг.

Интерес ребенка к себе во времени (прошлом, настоящем, будущем) постоянно усиливается Она не только обращается к взрослому за рассказами о себе в прошлом, но и вспоминает это самостоятельно События собственно ого прошлого и себя в нем ребенок оценивает объективно, высказывает критические замечания О будущем думает с надеждой, верит в осуществление своих желаний, поскольку в нем не осуществила никаких проступков прошлого е, настоящее и будущее ребенок воспринимает как возможность осознать себя в жизни во всех временных измерениях Благодаря этому перспектива открывается перед ней, становится ее достоянием, определяет развитие его лиц истости Ребенок совместно с близкими взрослыми выстраивает проект своего будущего, каким она видит себя хорошим (хорошей) и успешной; сильной, волевой, умной (мальчик) и привлекательной, умницей ( девочка) всегда заботиться о близких, любить маму; сделает все, чтобы на земле был мир и не было войны, чтобы все были здоровы и счастливы; станет космонавтом, врачом, садовником и т.д. Ребенок, как а нормально развивается, полна добрых намерений на будущее, питает ее положительную самооценку, стремление хорошо относиться ко всем и окружают оточує.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний является началом осознания ребенком себя, возникновения \"личного сознания\" (Д Эльконин) Формируется оно в за авершення дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания ребенком своего места во взаимоотношениях со взрослыми (она еще не велика, а маленькая а маленька).

В психологических исследованиях детских высказываний с употреблением местоимения пришли к выводу, что он является свидетельством сформированности у ребенка представление о себе как о человеке, который может действовать, чувствовать, оцинюва ать моральные качества своей личности, своего Я Свои отношения с другими людьми ребенок выстраивает на основе этих представлений, то есть на основе Я-концепцииї.

Я-концепция - обобщенное представление индивида о себе, система установок относительно собственной личности, основанные на осознании и оценке своих, характерологических интеллектуальных и других свойств

В детстве Я-концепция малыша наименее структурирована и очень пластична

По утверждению Б Эриксона, Я-концепция в своем развитии преодолевает восемь стадий, три из которых приходятся на дошкольное детство:

1) от рождения до 18-ти месяцев закладываются основы личностного развития человека;

2) от 1,5 до 3-4-х лет ребенок уже осознает свою индивидуальность и себя как активное существо Однако ее жизненная активность не всегда положительной, что вызывает осуждение у взрослых Главный положительный резу ультат развития на этой стадии - достижение чувства независимости Ребенок становится относительно самостоятельной, постепенно освобождается от постоянной опеки взрослого, начинает осознавать себя автономной существом, н амагаеться все делать по-своему Она часто говорит: \"Я сам (сама)!\" и Следствием таких конфликтов нередко становится чувство неуверенности в своих силах, автономности, что сказывается на дальнейшем развитии младенцев розвитку дитини.

В этот период ребенок особенно нуждается в доброжелательной поддержки Взрослые должны поощрять ее чувство автономности, чтобы конфликты со взрослыми не провоцировали чрезмерную застенчивость, сомнения в собственных си илах Развитие самоконтроля не должен повредить формированию у малыша положительной самооценки Взрослые должны всячески поощрять ребенка к делам, которые внушают ей веру в себя, помогать увидеть себя успешно ной личностью Иначе она будет чувствовать угнетение от чувства стыда, неудобство в своих неудачных действиях, сомнения относительно важности его личности для близких людей и т.п. Поэтому родители могут запрещать ребенку только то, чего нельзя допускатьскати.

Итак, согласно Б Эриксоном, у детей раннего и младшего дошкольного возраста должны развиться доверие к миру, особенно к родителям, чувство автономности Эти достижения повышают его самооценку, помогаю ют почувствовать защиту, тепло и заботу родителей, быть уверенной в своей компетенции в отношении определенных дел Благодаря этому сочетаются одобрение родителей и себя, что способствует формированию у ребенка чувство достойных оститі;

3) примерно в 4 года у ребенка появляются первые представления о том, какой она может стать человеком В настоящее время активно развивается познавательная деятельность малыша, главной движущей силой которой является любознательность ь Дошкольник проявляет большую уверенность, самостоятельность, стремится расширить свое социальное окружение Все эти процессы требуют особого внимания родителей, которые должны уберечь ее от возможного появления чувства в ини за свою любознательность и активность, чтобы не лишить ребенка инициативности Для формирования у малыша положительной самооценки нужно, чтобы самосознание не приобретала разрушительной качества самоуничижениеення.

Я-концепция как психологическое новообразование становится устойчивой, если самооценка ребенка формируется в результате выявления у себя качеств, черт, которые отличают ее от других людей; у него возникает способность к реф флексии, в результате чего она начинает осознавать, как воспринимает ее окружении.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter