Педагогическая диагностика физического развития дошкольников как условие повышения качества образования

Актуальность:

В общей системе образовательной работы физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Одним из наиболее важных направлений в своей работе (деятельности инструктора по физической культуре) я считаю проведение педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов усвоения основной общеобразовательной Программы образовательной области «Физическое развитие».

- изучение процесса достижения детьми 3-4 лет планируемых итоговых результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников физических качеств, которые они должны приобрести в результате ее усвоения к 7 годам.

Проведение диагностики по физическому развитию позволяет мне отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу, планировать работу по физическому развитию детей в летний оздоровительный период, а также определять индивидуальный маршрут каждого ребенка.

Соответствие современным достижениям педагогики.

При разработке показателей диагностики мы в первую очередь ориентировались на определение термина «качество дошкольного образования».

Материал по проведению диагностики достижений детьми планируемых результатов усвоения основной общеобразовательной Программы нашего детского сада соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») Наименования показателей подобраны в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования (Раздел IV п. 4.6. ФГОС ДО)

Преемственность:

При проведении диагностики прослеживается связь между возрастными группами, учитываются возрастные особенности детей 4 - 7 лет. Двигательные задания рассчитаны на детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп.

Методы, формы, приемы:

Для оценки физического развития ребенка предлагаются упражнения и двигательные задания в игровой форме.

Преимущество отдается текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

Условия реализации:

Использование методики диагностического обследования позволяетпровести обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать оценку общей картины физического развития детей.

Диагностику можно осуществлять как в рамках непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, так и во время физкультурно – оздоровительных мероприятий.

Предполагаемый результат:

• получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей;

• составить план физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, скорректировать его;

• осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом развитии детей.

Диагностика физического развития дошкольников проводится мной в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, для дальнейшего планирования (т. е. для составления индивидуального маршрута каждого ребёнка и для планирования педагогом образовательной деятельности) .

Диагностика физического развития проводится с согласия родителей (законных представителей) .

В течении всего учебного года в информационных уголках для родителей размещается материал, где видно, чем дети занимаются на физкультуре и какие рекомендации родители получают от инструктора по ФК. Проводятся родительские собрания, консультации с участием инструктора по ФК. Перед проведением диагностики по физическому развитию, как я уже сказала, берётся в письменной форме согласие каждого родителя (законного представителя) на проведение обследования ребёнка. Очень редко бывают случаи, когда родители не сразу дают согласие, объясняя это тем, что не совсем понимают эту форму работы. Тогда я провожу индивидуальную консультацию, на которой подробно стараюсь объяснить цель диагностического обследования, что это в первую очередь проводится не для того, чтобы сравнить одного ребёнка с остальными и поставить ему «оценку» физической подготовленности, а для того, чтобы определить индивидуальный маршрут ребёнка, подобрать игровые двигательные задания и упражнения для дальнейшей работы с детьми, что в свою очередь отразится на качестве дошкольного образования. И после проведения индивидуальной консультации, родители, конечно же, дают согласие на диагностическое обследование. Диагностика проводится в открытой форме, т. е. родители имеют возможность присутствовать при обследовании.

Выполнению контрольных двигательных заданий предшествует небольшая разминка (спокойная ходьба, переходящая в бег, непрерывный бег 1, 5 минуты, дыхательные упражнения, цель которой «разогреть» организм ребёнка. Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи и желательно в часы наибольшей биологической активности – с 9 до 13 ч.

Двигательные задания лучше проводить в игровой форме, чтобы детям нравились занятия, чтобы они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок. Подобранные нами двигательные задания соответствуют возрастным особенностям детей с учетом их состояния здоровья и развития. Диагностика не проводится в течение месяца с детьми, перенесшими острое заболевание, обострение хронического заболевания. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медицинская сестра предоставляет мне в начале и на протяжении учебного года.

Следует отметить большой интерес у старших дошкольников к выполнению заданий. Наблюдения показали, что большая часть воспитанников постоянно стремятся сопоставить свои результаты с показателями сверстников. Некоторые дети даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и тоже задание, обращаются к воспитателю и инструктору по физической культуре за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь незначительная часть детей остаются пассивными и инертными.

Результаты обследования заносятся в "Диагностическую карту", в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка. В результате анализа принято выделять уровни физической подготовленности:

• высокий;

• требует навыка отработки;

• требует индивидуальной работы.

После диагностического обследования на конец учебного года анализируются результаты диагностики, затем планируется работа на летний период с детьми, а также индивидуальная работа и даются рекомендации родителям.

В заключении можно сделать вывод:

Проведение диагностики предоставляет возможность анализировать, оценивать и корректировать дальнейшую работу педагога по физическому развитию дошкольников, что в дальнейшем приведёт к повышению качества дошкольного образования.

Литература:

• Поляков С. Д. Хрущев С. В. «Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников» Методическое пособие. – М. 2006;

• Соломенникова О. А. Комарова Т. С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – М – 2007;

• Тарасова Т. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М. 2005;

• Шишкина В. А «Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников» Белый ветер, 2011