Индивидуализация обучения-каждому ребенку свою траекторию развития

Индивидуализация обучения: каждому ребенку индивидуальную траекторию развития.

Данный материал я предоставила на конкурсе "Воспитатель года" и набрала наибольшее количество баллов. Тема весьма актуальна. Поэтому, надеюсь, что-нибудь пригодится и вам. Если возникнет желание воспользоваться для выступления, то учтите: подчеркнутый текст готовый материал для презентации.

Уважаемые коллеги! Существует ли двое детей, которые могли бы, учиться и развиваться совершенно одинаково? (слайд дети близнецы)

Конечно, нет!

Почему? Ответ очевиден. (слайд дети в разных семьях)

Во – первых, индивидуальные особенности не равнозначны.

Во – вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок. У детей заведомо разная социальная ситуация развития.

Массовое обучение не когда не дает ответ на вопрос: «Что именно послужило развитию ребенка? »

Конечно кто – то может возразить:

- А, что плохого в устоявшейся структуре, она никогда ни кому не мешала.

Трудно с этим не согласиться. Но в настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка – индивидуализации.

А знаете ли вы, что такое индивидуализация? Такой же вопрос я задала родителям.

Результаты оказались ожидаемы. Основная масса родителей, как вы видите на слайде, понимают индивидуализацию как коррекцию недостатков.

Слайд

-как коррекцию недостатков – 51%

-как развитие способностей – 30%

-как «Академическую успеваемость» - 19%

+ диаграмма

Индивидуализацию можно рассматривать в разных направлениях. Индивидуализация образования, обучения, индивидуальный подход.

Но мне, как практику, ближе индивидуализация обучения и индивидуальный подход.

(слайд: ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ:

1. ОБРАЗОВАНИЯ

- индивидуальные программы развития, присущие каждому ребенку

- самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой он самостоятельно, избирательно обращается к различным источникам информации, создает новые знания и способы хранения информации

- синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения.

- результат жизнедеятельности в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий и общественных значений.

2. ОБУЧЕНИЯ

- Каждый ребенок развивается в своем темпе «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком

- Принцип безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, кокой он есть

- Учение ведет за собой развитие. Учение и есть развитие.

3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

- Дефицитарное состояние в развитии ребенка

- «академическая успеваемость»

- Развитие способностей ребенка

Концепцией модернизации российского образования определены основные направления современной образовательной политики

(слайд :- обеспечение доступности, эффективности, качества образования.

Новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение воспитанниками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных, созидательных способностей ребенка и коммуникативных компетенций.)

Введение ФГОС способствует индивидуализации как целенаправленно организованного обучения, так и в целом образования.

Слайд: переход от формально организованных занятий к видам педагогической деятельности.

В связи с этим в своей работе определяю цели при работе с детьми раннего возраста, младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста. Но каждый специалист нашего дошкольного учреждения конкретизирует их для себя, соответственно возрасту детей.

Слайд –при работе с детьми раннего возраста

- Педагогическая поддержка поисково – практической активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

- Готовность ребенка использовать речь для выражения своих желаний, чувств, состояний.

- Воспитание интереса к разным видам двигательной активности.

- Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия

При работе с детьми младшего дошкольного возраста

- Расширение арсенала способов получения информации

- Обучение доступным способам фиксирования информации и результатов действий – с помощью рисунков, знаков, слов, схем.

- Формирование навыка элементарного саморегулирования активности

При работе с детьми старшего дошкольного возраста

- Развитие познавательной инициативы и активности

- Развитие навыков самоорганизации и соорганизации, самопонимания и понимания других

- Развитие двигательных навыков

Совершенно естественно, может возникнуть вопрос, какой технологией я пользуюсь. Ответ для себя я нашла в словах Е. В. Пчелинцевой.

Слайд. Е. в. Пчелинцева: «Не требуется разработка новых программ, следует лишь модернизировать уже имеющиеся образовательные программы за счет использования проблемно-поисковых заданий, превращающих проблематизацию в устойчивую тенденцию детского развития»

Они придали мне уверенности в том, что я на правильном пути. Поэтому для реализации индивидуализации обучения мною были отобраны следующие программы: базисная программа «Камертон», региональная – «Ребенок и весь мир».

Слайд: Базисная программа «Камертон» фото программы

Реализация регионального компонента «Ребенок и весь мир»

Широко использую муниципальные программы.

1. «Детский сад рядом»

2. Программа гендерного воспитания «Принц и золушка»

3. Программа по формированию у детей раннего возраста права выбора «Растем, развиваемся, выбираем»

Все они позволяют развивать ребенка как самостоятельного человека, умеющего выбирать, заполнять свое время интересной деятельностью, быть свободным в коллективе таких же свободных детей.

Но такого рода преобразование в организации педагогического процесса требует методов

Слайд: Методы индивидуализации:

1. метод реагирования.

2. обеспечение гибкости в инициированной деятельности

3. отбор материалов

4. спонтанная индивидуализация

5. метод «строительных лесов»

6. иррадирующее обучение

Особо хочу остановиться на методе строительных лесов.

В основе этого метода лежит идея Льва Семеновича Выготского о зона ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что может осуществить только с посторонней помощью.

Слайд Ваня.

Обратите внимание на слайд – ребенок выступает на городских мероприятиях. И, наверняка, ни у кого из вас не возникло мысли, что в детском саду он был не контактным, замкнутым, склонен к играм в одиночестве, имеющим речевые нарушения и перенесшим челюстно-лицевую травму.

Слайд ваня.

Именно таким я его увидела в первый раз. Я никогда не слышала, как он поет, в танцах он был скован, неуклюж.

Но, при детальной диагностике для меня было неожиданностью услышать чистейший голос, открыть, что у ребенка идеальный слух.

Я не могла оставить это незамеченным. Началась долгая и кропотливая работа. И вы видите результат.

Слайд Ваня

Но особо хочу отметить, что ребенок раскрылся как личность – у него много друзей, он успешен. Он учится в музыкальной школе, занимает первые места в вокальных конкурсах и является активным участником театрального кружка.

Это яркий пример индивидуализации на персональном уровне, но в условиях нашего детского сада индивидуализация проходит одновременно и на других уровнях: группы и подгруппы.

Подгрупповую индивидуализацию я реализую в кружковой и студийной работе. В презентации инновационной деятельности я кратко знакомила с коррекционно-развивающей методикой «Волшебство музыки». Она является основой подгрупповой работы с детьми-логопатами и детьми с патологией речевого развития.

Слайд: Коррекционно-развивающая программа «Волшебство музыки»

Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметно-развивающей среды первое, что я сделала – избавилась от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами. Для этого в рамках группового пространства были сформированы разных музыкальных центров.

Слайд: центр «Музыкальнй эрудит», центр сенсомоторного развития «Мир под рукой», центр «Юный музыкант»

Но все мы понимаем, что ни один метод индивидуализации в частности и обучения в целом не будет эффективным без участия родителей в данном процессе. А формы взаимодействия могут быть разными, и приятной неожиданностью для меня был творческий союз пап воспитанников всех возрастов при создании клуба «Территория пап».

Слайд с папами.

И в завершении моего рассуждения, мысленно я хотела бы подойти к каждому из вас и спросить: «А стало ли вам это близко, так же как мне? » Конечно, сделать этого я не могу, но подобный вопрос был задан родителям при подведении итогов одного из этапов работы. Итоговое исследование выявило, что родители стали понимать, что индивидуализация – это обучение с опорой на сильные стороны личности:

Слайд:

- обучение с опорой на сильные стороны личности- 68

- развитие способностей – 25

- коррекция недостатков – 7

Я рада, что моя работа не проходит бесследно, ведь наши выпускники продолжают музыкальное развитие в кружках, студиях, в музыкальных школах.

Они успешны, а это значит, что через индивидуализацию мы реализуем главную цель ФГОС.