Скачать:

Влияние художественной литературы на развитии

образной речи старших дошкольников .

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры.  Только книга дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. А уже позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихотворение) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он уже сам использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным.

Именно в старшем дошкольном возрасте, на мой взгляд, дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В своей работе с художественными произведениями я выделяю несколько основных типов занятий, позволяющих воспитателю вызвать у детей не только любовь к книге, к художественной литературе, но и способность развивать поэтический слух, улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, чувствовать и понимать образный язык рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества:

1. Чтение или рассказывание одного произведения. Так, например,  чтение рассказов Н. Носова, глав из книги А. Милна «Винни – Пух и все – все – все».  Рассказывание русских народных сказок «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Снегурочка».

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов. На этих занятиях объединяю новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства.

а) Чтение литературного произведения и рассматривания репродукций картин известного живописца. Например, заучивая стихотворение А. Пушкина «Уж небо осень дышало», дети сравнивают его с репродукциями картин И. Левитана «Осень» и «Золотая осень», выражают свои впечатления в образном слове, начинают понимать и воспроизводить образность языка стихотворения.  б) Чтение в сочетании с музыкой. Повторяя и слушая стихи об осени,   дети прослушивают пьесу П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года».

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала. Так, читая русскую народную сказку «Хаврошечка», сказку С.Я. Маршака «12 месяцев», можно использовать настольный театр. А рассказывая сказку «Царевна – лягушка» - кукольный театр.

Только тогда, когда у детей появляется устойчивый интерес к художественной литературе, они начинают более осознано относиться к авторскому слову, слышат и выделяют выразительные средства языка, что приводит к осознанию и пониманию образных выражений.

Анализируя любой литературный текст, заучивая с детьми стихотворения, читая и рассказывая сказки и рассказы, знакомя детей с различными фольклорными формами, составляя рассказы по пейзажным картинам, по пословицам и поговоркам, обучая детей пересказу, проводя литературные викторины, я предлагаю детям различные задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение, на подбор рифмы к заданному слову. Задания помогают им почувствовать и понять, как эти средства превращают языковой материал из непоэтического в поэтический. В дальнейшем это помогает детям глубже осознавать эти средства художественной выразительности в любом литературном произведении.

Задания на придумывание эпитетов дети всегда выполняют очень охотно. Сначала я даю задание придумать определение к слову снег. Дети говорят обычные слова - белый, липкий, холодный, т. е. называет просто качественные признаки снега. Поэтому я сразу обращаю их внимание на поэтические эпитеты из текста, спрашиваю, почему автор взял именно это слово. Так при заучивании стихотворения И. Сурикова «Зима» дети упражняются в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы. Я спрашиваю, почему поэт в стихотворении назвал снег пушистым? Дети объясняют, что хлопья снега легкие, как пух, они мягко ложатся на землю и покрывают ее пушистым ковром.

Когда мы читаем сказку Д. Мамина – Сибиряка «Про зайца – длинные уши», дети закрепляют знания об особенностях разных литературных жанров, упражняются в подборе антонимов. Вспоминают, каким показан заяц в этой сказке и в сказках «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка». Отвечая на вопрос, они используют антонимы слабый – сильный, маленький – большой, трусливый – смелый, пугливый – отважный.

Работа над антонимами помогает более глубоко и точно понять значение слова, осознать разные значения многозначного слова.

Для работы над антонимами богатые возможности дают пословицы и поговорки.

При чтении русской народной сказки «Хаврошечка» дети объясняют и работают с пословицей «Как аукнется, так и откликнется». Знакомясь с малыми фольклорными формами, останавливаются на пословицах "Мягко стелет, да жестко спать", "Мал телом, да велик делом", "Здоров на еду, да хил на работу", «Что посеешь, то и пожнешь».

В процессе слушания художественных текстов, дети высказывают желание выразить свои впечатления в образном слове, подбирают и находят сравнения сами.

Так после прослушивания выразительного чтения рассказа «Осень» Г. Скребицкого, дети, описывая деревья, используют в своих ответах образные слова и выражения. Так березки сравнивают с девичьим хороводом, дуб-великан с могучим и сильным богатырем, говорят, что листья осинок стали похожи осенью на спелые румяные яблоки.

Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, в самом значении которых уже заложены предпосылки образности, эмоциональности. Они тоже придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников.

Интересную работу я предлагаю по замене фразеологического оборота одним словом или близким по значению выражением. Дети сами подбирают слова, близкие по смыслу к выражениям: «явился как снег на голову» - т.е. неожиданно, «с него, как с гуся вода» - т.е. ничего на него не действует, «держи язык за зубами» - т.е. молчи, «не задирай нос» - т.е. будь скромнее.

Используя в своей речи пословицы, поговорки, фразеологические обороты, дети учатся выразительно, ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Огромную помощь в работе по приобщению детей к художественной литературе оказывают сотрудники библиотеки семейного чтения, которые поддерживают интерес детей к книгам, к слову, приглашают нас на литературные викторины, тематические вечера, привлекают к участию в конкурсах.

Работа по данному направлению представлена перед родителями – это консультации «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Развиваем речь детей, читая художественную литературу», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы», беседы «Читаем каждый день», «Положи твое сердце у чтения», «Обогащаем словарь детей», мультимедийные презентации, стендовые доклады.

Художественная литература оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое развитие, она совершенствует речевые навыки, способствует тому, что речь ребенка становится более яркой, образной, содержательной и грамматически правильно построенной.

Список литературы:

1. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. Москва, 2001.

2. Ушакова О.С. Диагностика речевого развития. Москва, 1997.

3. Ушакова О.С. Придумай слово. Москва, 1996.

4. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974.

5. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995.

6. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва, 1977.

По теме:

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связан.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.Художественная литература открывает и объясняет ребенку ж.

Данный материал представляется для ознакомления воспитателями детского сада. И содержит в себе влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств детей.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м.