Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в познавательно-речевом развитии старших дошкольников

В последнее время в России происходит бурное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка.

Изучив методическую литературу, рекомендации известных педагогов и практиков Ю. М. Говриц, Л. Д. Чайнова, Н. Н. Поддьяков, В. Моторин и Л. Поздняк я убедилась в необходимости использования ИКТ в детском саду, которое позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. Овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технологических средств.

Я считаю, сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребёнку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у старших дошкольников устойчивого познавательного интереса к учению я поставила задачу:

сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным, на материале используя содержащий в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебной деятельности и способствующий созданию положительной, эмоциональной обстановки, а также развитию речемыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведёт за собой процесс понимания.

Важным направлением в моей работе является использование ИКТ, как средства для более эффективного освоения дошкольников изучаемого материала реализованной программы. Чередование демонстрации наглядного материала и беседы с детьми помогают добиваться поставленных целей.

Все подобранные и адаптированные к детям нашей группы информационные материалы я условно подразделила на несколько групп:

1 группа – это тематические презентации, включающие в себя информационно-познавательные материалы на различные темы ознакомление с окружающим миром, природой, родным краем, трудом взрослых, профессий и т. д.

Угадай кто – животные Африки.

Светофорчик.

Почему корабль плывёт?

Любимый вид транспорта.

Доктор Айболит советует.

Дымковская игрушка.

Правила поведения.

2 группа – это игры, используемые в индивидуальной работе с детьми на закрепление звуков, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте, счёту, количеству и т. д.

Приключение пчёлки Жу-жу.

Варенье для Карлсона.

Звук «О».

Звуки «Л-Л'» и «М-М'».

Звуковой анализ слов.

Мышонок и числовые домики.

3 группа – это материалы ИКТ используемые при подготовке к занятиям, проведении интеллектуальных и познавательных игр, викторин, КВН:

Ярким моментом в проведении всех наших мероприятий при подготовке к праздничным датам и событиям из жизни страны, города, ДОУ, семьи, является использование нами следующего направления – это тематических фильмов, слайд-шоу, видеороликов:

День Матери России.

Коляда.

Битва под Москвой.

Ковдор – малая Родина.

Наша армия.

8 марта.

Масленица.

Здравствуй школа.

Ещё одно направление использования ИКТ – это проектная деятельность, направленная на формирование у детей навыков нахождения и отбора нужной информации совместно с родителями. Это достигается через:

1. Беседы с детьми о профессиях и определение темы проекта, о какой профессии мы хотим узнать больше.

2. Составления плана действий.

3. Работа в группе со словарями, энциклопедиями, из которых извлекается информация.

4. Предлагаем детям и родителям дома найти иллюстрации и информационный материал по теме семейного проекта.

5. Собранные и подготовленные материалы родители оформляют в презентацию, дети представляют свои проекты.

Использование нами в работе с детьми различных материалов ИКТ дали возможность нашим детям не только получить познавательную информацию, но и способствовали повышению мотивации к речевому общению, желание делиться впечатлениями, высказывать свои предположения, отвечать на вопросы. Что в целом положительно влияло на развитие речи и формирование речемыслительной деятельности наших воспитанников.

Результатом является 100% усвоение материала детьми группы. У 95% детей высокий и выше среднего уровень формирования навыков связной речи. Все дети группы идут в школу с чистой речью.