Размещаем статьи

Рабочая программа по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственно образовательной деятельности, определены наиболее оптимальные и эффективные для детей старшей группы содержание, формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующего ФГОС.

Рабочая программа по развитию речи разработана в соответствии с нормативными документами:

1. С Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированные в Минюсте РФ от 14.11.2013 г. рег. № 30384.

2. Закон «Об Образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

3. Санитарными правилами и нормами 2.4.1.3049-13, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. №26 и зарегистрированные в Минюсте России от 29.05.2013 № 28564.

4. Положением о разработке и утверждении рабочих образовательных программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ внеурочной деятельности, утвержденного приказом по Управлению системой образования администрации Луховицкого муниципального района Московской области от 27.02.2014г. № 89 (с последующими изменениями и дополнениями).

5.Уставом МБДОУ детского сада общеразвивающего вида №1 «Улыбка», утвержденного постановлением администрации Луховицкого муниципального района Московской области от 09.04.2013г. № 810.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Проблема как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли остается очень актуальной.

На наш взгляд, использование ТРИЗ - технологии позволяет решать задачи развития речи через систему творческих заданий. Суть этих заданий в том, что ребенок не получает задание в готовом виде, а вовлечен в процесс активного поиска своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Г. С. Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Данная рабочая программа составлена на сочетании традиционных и применении современных инновационных технологий в образовательном процессе: таких как основной образовательной программы «Детство» под руководством Т.И Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой, парциальной программы О.С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» и ТРИЗ – технологии (Теория Решения Изобретательских Задач).

В основу программы и материалов для занятий положены результаты исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой.

Теоретическим фундаментом программы является представления о закономерностях речевого развития дошкольника, выдвинутые в трудах Л. С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича.

Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях её методического обеспечения разработана развивающая технология, направленная на решение в интервалах на одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития - фонематическую, лексическую, грамматическую, а итоге – развитие связанной монологической речи в целом.

Ведущим принципом при построении этой системы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает необходимость в преемственности в решении речевых задач.

Большинство занятий построено по тематическому принципу - времена года, мир природы, животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми и др.

Рабочая программа использует опыт работы Л. Е. Белоусовой. Своеобразие опыта заключается в том, что ее подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя. Используя на своих занятиях элементы ТРИЗ, Л. Е. Белоусова реализует главное кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер). Автор книги, Л. Е. Белоусова, показывает, как можно творчески организовать речевую деятельность детей, чтобы она была радостной и желанной и обеспечивала «психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению» (В. В. Давыдов).

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.

ЗАДАЧИ:

Воспитание звуковой культуры речи:

· совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи;

· формирование пра­вильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными сред­ствами выразительности;

· формировать и закрепить правильное произно­шение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, съ, з, зъ, ц, ш ж, ч, щ, л, ль, р,ръ);

· учить подбирать слова, сходные по звучанию, целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение;

· развивать умение говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы; учиться эмоционально, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.

Словарная работа:

· формировать умение обобщать, сравнивать, противопоставлять;

· учить называть предметы и материалы, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.);

· расширять словарный запас детей синонимами и антонимами, формировать умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, подбирать слова близкие по смыслу к указанному словосочетанию;

· учить различать значения слов, отражающих характер движения, значения прилагательных оценочного характера;

· учить сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству.

Формирование грамматического строя речи:

· учить пользоваться простыми предложениями (полными, распространенными, с однородными членами и др.);

· учить употреблять сложноподчиненные предложения для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей;

· учить использовать суффиксы и приставки при словообразовании для выражения отношений между объектами;

· учить пользоваться системой окончаний существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.

Развитие связанной речи:

· учить осваивать умения диалогической речи: формировать умение вступать в речевое общение с окружающими; задавать вопросы, отвечать на вопросы; слушать ответы товарищей; участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая собеседника; в разговорном общении пользоваться (с помощью воспитателя) разными типами предложений в зависимости от характера поставленного вопроса;

· познакомить с формами вежливого обращения к взрослым и сверстникам с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой;

· учить детей замечать неточности и ошибки в своей речи и в речи товарищей, доброжелательно исправлять их;

· учить осваивать умения монологической речи: составлять описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта; пересказывать литературные произведения; воспроизводить текст по иллюстрациям; сочинять повествовательные рассказы, используя игрушки, картины; составлять описательные загадки и загадки со сравнением;

· формировать умение пользоваться элементарными формами объяснительной речи.

Развитие коммуникативных умений:

· знать слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и т. п.;

· учить детей адекватно использовать невербальные средства общения (жесты, мимику), регулировать темп речи и силу голоса, использование разнообразные интонации.

ПРИНЦИПЫ:

Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка. Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования). Принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи). Принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей. Принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса; Принцип решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Восприятие. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Внимание. Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5—6 объектов, к концу года — 6—7. Память. В возрасте 5—6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5—6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5—6 слов. Мышление. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение. Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

(планируемые результаты)

Фонетика:

· правильно произносить все звуки родного языка, твердые, мягкие, глухие и звонкие, различает свистящие и шипящие и сонорные звуки. Осознает недостатки звукопроизношения окружающих и своей;

· четко произносить слова и фразы, пользоваться различными средствами интонационной выразительности в зависимости от содержания высказывания;

· понимает термины «звук», «слог».

Словарь:

· правильно называет предметы, их действия и качества, различает видовые и родовые понятия, употребляет обобщающие слова;

· понимает смысловую сторону слова, понимает значение многозначного слова разных частей речи, понимает переносный смысл слова;

· точно употребляет слова в связных высказываниях в соответствии с контекстом.

Грамматика:

· правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, употребляет трудные грамматические формы;

· образовывает новые слова разными способами, подбирает однокоренные слова;

· строит предложения разных типов.

Связанная речь:

· владеет умением составлять разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение;

· составляет связанное высказывание по серии сюжетных картин, умеет определять тему, содержание, структурно выстроить текст в логической последовательности, использует в рассказе образные слова и выражения;

· излагает текст четко, эмоционально, с выразительной интонацией.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Конспекты занятий, направлены на формирование родовых и видовых понятий: посуда (чайная, столовая, кухонная), животные (домашние и дикие) и т.д. Большое внимание в занятиях уделяется словарной работе, обучению вести диалог, развитию выразительности речи, подготовке к обучению грамоте.

В каждом конспекте автор использует богатую палитру приемов — это и художественное слово (сказки, загадки), и словесные дидактические игры, и моделирование, и элементы театрализованной деятельности и т. п.

Структура организации образовательной области «Речевое развитие»

Развитие речи

неделя

месяц

год

Длительность одного занятия

25 минут

В феврале в рабочей программе запланированы для воспитанников детского сада недельные каникулы (СанПин 2.4.1. 2660-10), во время которых проводятся занятия по художественно-эстетическому циклу. В связи с праздничными днями с 01.01 по 07.01 и с недельными каникулами с 23.02 -30.02. выпадают из непосредственно-образовательной деятельности 4 занятия по развитию речи. В итоге 68 занятия в год.

МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Мониторинг речевого развития проводится два раза в год (октябрь – май) В проведении мониторинга участвуют воспитатели, психологи, медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитии ребенка.

При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского с ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента:

Мониторинг образовательного процесса Мониторинг детского развития.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, через специальные педагогические пробы, задания, организованные педагогом.

Мониторинг детского развития осуществляется воспитателями и психологом. Основная задача – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, развитие общих способностей. Мониторинг детского развития осуществляется через наблюдение, диагностических методик и тестовых методов.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

НОД по развитию речи (по подгруппам, фронтально, индивидуально); индивидуальная работа с ребенком; коллективные работы; совместные работы 2 – 3 детей; тематические занятия; интегрированная деятельность;

· проектная деятельность;

досуги, праздники.

МЕТОДЫ:

· информационно-рецептивный;