Рабочая программа по разделу «Развитие речи» (младший дошкольный возраст)

Рабочая программа по разделу «Развитие речи».

(младший дошкольный возраст)

Пояснительная записка.

Структура занятий по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования грамматического строя речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь различных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков.

Настоящая программа описывает курс подготовки по развитию речи детей младшего дошкольного возраста и разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию речи для ДОУ.

Программа.

Цель: Развитие культуры речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формирование этического представления и нравственного чувства.

Задачи:

- осваивать навыки разговорной речи, излагая свои мысли простыми и сложными предложениями.

- развивать артикуляционный аппарат ребенка.

- формировать элементы звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса.

- формировать правильное звукопроизношение гласных звуков; произношение твердых и мягких согласных звуков.

- научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это. видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества (какой), а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что с ним можно делать)

- знакомить с терминами «звук», «слово».

- учить правильно понимать значение слов, обогащаем активный словарный запас.

- учить понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине, подбирать действия к предмету и предметы к действию.

- учить соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе.

- учить составлять небольшие рассказы по картинке и подводить к составлению рассказов на темы из личного опыта.

Количество НОД в год в неделю

Продолжительность (мин) Младшая группа Средняя группа

Диагностика: 2 раза в год (сентябрь - вводная, май – итоговая) .

Содержание учебной дисциплины (программы) .

Обогащение и совершенствование речи создает благоприятную речевую среду, из которой дети смогут черпать культурные речевые образцы.

Помогать детям овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.

Обогатить и активизировать словарный запас детей.

Тематический годовой план.

месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

сентябрь Наша группа Игры и игрушки Друзья, учимся знакомится Осень

октябрь Овощи Фрукты Растения, грибы Птицы

ноябрь Дикие животные Домашние животные Транспорт Дорожное движение

декабрь Дом и его части Мебель Посуда Новый Год

январь Зима Зимние развлечения Здоровье Части тела

февраль Профессии Наши добрые дела Папин праздник Прощание с зимой

март Мамин праздник Семья Одежда Этикет

апрель Весна Космос Насекомые Обитатели морей и океанов

май Цветы Наша страна Мой город Лес, поле, луг

Требования к уровню подготовки воспитанников.

Дети могут (младшая группа) :

- уметь рассматривать сюжетные картинки.

- уметь отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

- уметь использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Дети могут (средняя группа) :

- уметь употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый). Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница) .

- уметь выделять первый звук в слове.

- уметь рассказывать о содержании сюжетной картинки.

- уметь с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.

Способы проверки знаний, навыков и умений.

Для выявления уровня развития связной речи в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:

- обследование проводится человеком, который хорошо знаком ребенку, в непринужденной обстановке;

- для обследования нужно использовать разнообразный материал (картинки, игрушки, личный опыт ребенка) ;

- высказывания ребенка должны включаться в деятельность с предлагаемым материалом.

Детям предлагаются различные задания в игровой форме.

(Методики выявления уровня развития связной речи младших дошкольников (по исследованию Л. Шадриной)) .

Литература.

М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду».

О. С. Ушакова «Программа развития речи у детей дошкольного возраста».