Семинар «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников»

Слайд №1

«Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников»

Подготовила: воспитатель МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск

Шабутдинова Лариса Валерьевна

Слайд №2

Реализация художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

в ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

Слайд №3

Основные цели и задачи реализации образовательной области «Художественно-эстетического развития» в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования под ред. Н. Е. ВЕРАКСЫ «От рождения до школы»:

- Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического к предметам и явлениям окружающего мира, произведения искусства; воспитание интереса к художественно - творческой деятельности.

-Развитие эстетических чувств, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно - эстетических способностей.

-Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности.

Слайд №4

• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в программе «От рождения до школы» представлена следующими модулями:

- приобщение к искусству;

- изобразительная деятельность;

- конструктивно–модельная деятельность;

- музыкальная деятельность.

Слайд №5

Задачи образовательного модуля «Приобщение к искусству»

Развитие эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Приобщение к народному и профессиональному искусству.

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства

Слайд №6

Этот модуль в предметно - развивающей среде может быть представлен следующими центрами:

-«Центр искусства»;

-«Центр народного творчества»;

-«Мини-музей»;

-«Центр театра».

Слайд №7.

В «Центре искусства» размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства – живописью, графикой, скульптурой, архитектурой.

Портреты художников - иллюстраторов (Ю. Васнецов, Е. Чарушин, репродукции картин художников, книжной графики, произведений детского творчества способствует творческой активности детей.

Слайд № 8, 9

«Центр народного творчества» Большое значение в жизни ребёнка имеет игрушка – неотъемлемая часть интерьера группы. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные. Изделия мастеров народно-прикладного искусства (дымковские, каргопольские, филимоновские, богородские игрушки матрешки, плетеные изделия из бересты. Выставки изделий из разного материала (керамики, металла, дерева и др.) ; орнаменты, узоры, росписи народов России.

Слайд № 10

В центре «Мини-музей» Одним из главных принципов построения данной среды для нас является- доступность материалов для восприятия детей, доступность их в использовании детьми самостоятельно, сменяемость, эстетическое оформление, многообразие представленных материалов.

Слайд №11

В «Центре театра» собрано все необходимое для театрализованной деятельности и игр. Хотя театрализованные игры относятся к области «Социально - коммуникативное развитие». Здесь мы приобщаем и знакомим с различными видами театра. Этот центр должен содержать:

-Маленькие ширмы для настольного театра;

-Маски и элементы костюмов различных животных по русским народным сказкам

-театр Би-ба-бо (кошка, собака, заяц, лиса и др.)

- пальчиковый театр (вязаные, пенопласт, тканевые)

- настольные театры (плоскостные деревянные, картинки на фланелеграф, театр игрушек) ;

- Теневые театры («Курочка Ряба», «Репка»)

- Плоскостной театр из дерева, картона, на основе фланели и др.

- Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок.

- Диски с записью музыки для сопровождения театрализованных игр;

- Зеркало, парики.

Слайд №12

Задачи образовательного модуля «Изобразительная деятельность»

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.

Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Слайд №13

Этот модуль в предметно-развивающей среде может быть представлен следующими центрами:

-Центр «Мы рисуем и творим»;

- Центр «Умелые ручки»

Слайд №14, 15. Центр «Мы рисуем и творим» Для украшения центра отлично подойдут сказочные, мультипликационные персонажи. Малышам будет очень приятно видеть на стенах своих любимых героев. Главное, чтобы сюжеты, помимо эстетического, несли в себе воспитательный эффект. Также в центре находятся материалы и оборудование, необходимые для рисования, как для традиционного, так и для нетрадиционного, лепки, аппликации.

Центр «Умелые ручки» Работа с бумагой, тканью, природным материалом. Дети учатся делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.

Слайд №16

Задачи образовательного модуля «Конструктивно - модельная деятельность».

Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

Слайд №17

Этот модуль в предметно-развивающей среде может быть представлен следующим центром:

- Центр «Самоделкин»

Слайд №18, 19

Центр «Самоделкин». Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Виды конструкторов:

• Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные.

• Строительный набор – это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка.

• Конструкторы «Лего». Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений.

• Тематические наборы. Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой и детали, объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть» и т. д.

• Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет.

• Магнитные конструкторы – состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу.

• Контурные конструкторы – такие конструкторы состоят из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения.

• Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.

• Суставные – соединительные элементы, словно суставы.

• Мягкие конструкторы. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

• Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город.

Слайд №20

Задачи образовательного модуля «Музыкальная деятельность».

Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания музыкального искусства.

Развитие музыкальных способностей.

Воспитание интереса к музыкально - художественной деятельности.

Слайд №21

Этот модуль в предметно-развивающей среде может быть представлен следующим центром:

- «Центр музыки»

Слайд №22, 23-фото.

В «Центре музыки» необходим комплект портретов композиторов, фотографии детей, играющих на музыкальных инструментах. Основное содержание центра представляют разнообразные музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки (с различными наполнителями горохом, фасолью, пшеном, камушками, детские музыкальные инструменты (металлофон, пианино, пищалки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки, дудочки, барабан, бубен, губная гармошка, гармошка, маракасы) и «поющие» игрушки. Необходимо так же иметь фильмы, слайды, видео- и аудио записи детских песенок, голосов природы, музыкальный центр.

Слайд № 24 Организация работы с родителями, направленной на формирование эстетического воспитания ребенка в семье является необходимым условием при создании единого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах художественно - эстетического развития ребенка в семье возможно осуществлять через следующие центры:

Работа с родителями представлена следующими центрами:

-«Интеллект-галерея»

-Центр «Творим вместе»

-«Центр обмена опытом»

Слайд №25, 26.

Центр «Интеллект галерея». Предполагает: различные рекомендации, консультации, папки - передвижки, памятки, информационные листы для родителей.

Это обеспечивает единство взаимодействий сада и семьи в вопросах художественно - эстетического развитии дошкольников.

- Центр «Творим вместе» вовлечение семьи в образовательный процесс. Это дни открытых дверей, организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов.

- «Центр обмена опытом» Оформление картотек: аудио и видео материалов, дисков с фотографиями детей (утренников, развлечений.)

Все это помогает сделать родителей нашими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.