Организация работы по физическому развитию дошкольников с использованием фитболов

Кружок «Фитбол - гимнастика»: перспективное планирование деятельности

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Одним из наиболее популярных является занятия с использованием мячей: от малых диаметром 10 см до больших (фитболы) диаметром 80 см.

Игры и упражнения с мячами требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве; они построены на многобразных двигательных действиях. В различных комбинациях здесь используется ходьба, прыжки, бег, метание. При этом двигательные действия могут выполняться различными способами, в сочетаниях, с изменениями темпа и скорости. Двигательные действия, включающие в себя упражнения с мячом, затрагивают и мелкие мышцы рук, тем самым, стимулируя их развитие. Известно также, что сенсорное представительство мелких мышц в коре головного мозга значительно больше, чем крупных мышц, что еще раз подтверждает целесообразность использования данных двигательных действий в системе физического воспитания и развития дошкольников.

При обучении детей, особенно 4-5 лет, необходимо делать акцент на обучение посредством игры и строить этот процесс на основе адаптированных для возможностей ребенка упражнений и игр. Игровые задания придают обучению положительную эмоциональную окраску, делают процесс изучения двигательных действий, развития двигательных способностей более привлекательным. Особое место отводится методу имитации, так как подражательность, легкая внушаемость- характерные основные особенности нервно- психического развития дошкольников. Поэтому одно из условий успешного обучения играм и упражнениям с мячами- многократное, совместное со взрослыми и всеми детьми повторение действий при условии частой смены работы и отдыха. Каждый ребенок выполняет задания рядом и вместе с другими детьми, реализуя при этом свои возможности.

Воображаемые ситуации на занятиях помогают сделать задания интересными. Он не просто манипулирует с мячом, а превращает его в коня, колесо, руль, солнышко; ищут способы решения двигательной задачи. Изобразительные движения способствуют развитию чувства мяча, делают движения выразительными, точными, координированными. Эмоции, возникающие при выполнении упражнений, активизируют многие функции организма. Дети попадают в особый мир отношений, переживаний, сосредотачивают внимание на новых объектах, переключают психическую деятельность, что способствует эмоциональной и физической разрядке, снятию напряжения. Ребенок учится добиваться успеха.

Чтобы мяч стал любимым детьми, необходимо научить дошкольников умело использовать все его возможности. Игры и упражнения с мячом развивают внимание, ловкость, координацию, реакцию на предмет, аккуратность и точность движений, смелость, умение взаимодействовать с партнером, а еще помогут детям понимать друг друга, улучшают их эмоциональное состояние и дисциплинируют. И, конечно являются эффективным средством оздоровительной работы.

Особенно велика и многогранна ценность упражнений на гимнастических надувных мячах - фитболах, которые позволяют создать оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки и укрепления основной группы мышц и вестибулярного аппарата. Упражнения, выполняемые при уменьшенной площади опоры и разных исходных положений головы, рук, ног, туловища, улучшают координацию движений, закрепляют правильную осанку. Дети ощущают положение своего тела в пространстве – у них вырабатывается так называемая схема тела, позволяющая и в дальнейшем принимать заданную позу. Усложнение упражнений в равновесии достигается за счет последовательного уменьшения площади опоры, а также перемещения центра тяжести (поднимание рук, отведение ноги, повороты и.т.д) при этом чем чаще меняется исходное положение, тем более дифференцированно работают мышцы и более четкой становится координация движений.

Являясь подвижной опорой, мяч способствует тренировке вестибулярного аппарата, сердечно- сосудистой и дыхательной систем. Фитболы позволяют задействовать даже те группы мышц, которые «не работают» при выполнении других видов упражнений. При выполнении упражнений на мяче, чтобы сохранить устойчивое положение, центр тяжести занимающегося должен совпадать центром мяча. Вот почему занятия на фитболах великолепно развивают координацию движений, равновесие, устойчивость, вестибулярный аппарат. Кроме того, «криво» сидеть на мяче просто невозможно, теряется равновесие и баланс, что неизбежно приведет к падению. Поэтому одна лишь правильная посадка на фитболе способствует формированию сложно и длительно вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки.

Таким образом, упражнения на неустойчивой опоре с ограниченной площадью способствуют целенаправленной выработке оптимального двигательного стереотипа, улучшению стереотипа, улучшению равновесия и развитию двигательного контроля, а также укреплению и расслаблению различных мышц.

Учитываяосновные принципы обучения . постепенность и доступность, занятия с детьми первого года обучения целесобрасно

планировать и проводить с обычными мячами: малыми, средними, и только в конце учебного года дошкольники осваиваютпервый этап упражнений с использованием фитбола: - дать представления о форме и физических свойствах фитбола; - обучить правильной посадке на фитболе; - познакомить с базовыми положениями при выполнении упражнений (сидя, лежа, в присяде).

Второй этап освоения упражнений с использованием фитболов решает следующие задачи: - научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиванием на фитболе; - научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации); - обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе; - научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе. Эти задачи решаются на втором году обучения.

Третий этап освоения упражнений с использованием фитболов: научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в единой для всей группы темпе; научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола; - совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

Эффективность использования фитболов на дополнительных (кружковых) занятиях будет достигнута при выполнении следующихметодических рекомендаций :

- правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела. Посадка на мяче считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью и стопой равен 90 градусов, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Такое положение на мяче способствует устойчивости и симметричности- главным условиям сохранения правильной осанки;

- рационально регулировать нагрузку в занятии в зависимости от возраста. Дозировка объем и интенсивность достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, времени нагрузки и отдыха, использованием различных предметов, музыки и пр.;

- правильно и своевременно применять страховку, самостраховку и помощь для профилактики травматизма. Необходимо безопасное расположение на мяче, вдали от мебели или других предметов. Кроме того, на полу и одежде занимающегося не должно быть никаких острых предметов, чтобы не повредить себя и мяч. Для занятий необходимо надевать удобную одежду, не мешающую движениям и нескользкую обувь;

- начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным;

- ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт;

- избегать быстрых и резких движений, скручивания в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвоночные диски, увеличивают нестабильность позвоночно- двигательных сегментов, нарушают мозговое кровообращение;

- при выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание, особенно это касается положения лежа на мяче на животе, так как длительное сдавливание диафрагмы и живота затрудняет дыхание;

- при выполнении лежа на мяче на спине и на животе голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию;

- при выполнении упражнений мяч не должен двигаться;

- при выполнении упражнений с упора руками на полу ладони должны быть параллельны друг другу и располагаться на уровне плечевых суставов;

- упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и расслабление;

- на каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения, важна эстетика выполнения упражнений;

- каждое упражнение повторять, начиная с 3-4 раз, постепенно увеличивать до 6-8 раз и 6-8 повторений. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузок на разные группы мышц в разных исходных положениях. В конце занятия использовать упражнения для восстановления дыхания и в расслаблении.

Занятия проводятся с подгруппой– 10-12 детей. Продолжительность их постепенно увеличивается от 15-20 минут до 25- 30 минут в зависимости от физической подготовленности и состояния здоровья детей. Темп выполнения упражнений медленный и средний.

Занятия строятся на следующих основных принципах :

- доступность- подбор оборудования, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей;

- постепенность - от простого к сложному;

- повторяемость и систематичность занятий.

Структура оздоровительных занятий следующая :

- подготовительная часть- разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя. Проводится без мячей, включает различные виды ходьбы, бега, прыжков, ползания, музыкально- ритмические движения. С целью поддержания интереса к ним используются массажные дорожки, гимнастические палки, спортивные мячи, мешочки с песком;

- основная часть- физическая нагрузка чередуется с отдыхом и расслаблением. Включает упражнения сидя на мяче и прыжки (развитие координации движений и выносливости), упражнения лежа на мяче (тренировка силовой выносливости мышц). Игры и игровые движения придают занятию эмоциональную окраску;

- заключительная часть- расслабление и аутотренинг.

Все образовательные задачи решаются путем соответствующего подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема физических нагрузок. Перспективный план обеспечивает прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности. Повторение занятий позволяет закреплять освоенные двигательные действия. Данная оздоровительная программа направлена на гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на три года обучения – для детей от четырех до семи лет. Ее содержание взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в ДОУ. Реализуется программа через игровой метод проведения занятий, который придает учебно- воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основной целью программы является воспитание интереса к занятиям физической культурой, приобщение детей к нормам здорового образа жизни.

Использование программы создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень навыков. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Исходя из цели программы предусматривается решение следующихосновных задач :

- создание условий для укрепления физического здоровья детей, улучшения их двигательного статуса, формирование морально- этических качеств личности через двигательную игровую деятельность;

- оздоровительная направленность упражнений, заложенная в чередовании основных двигательных режимов, должна обеспечить максимум эффективности формирования способностей детей, а значит, и основы здоровья;

- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной систем организма;

- профилактика простудных заболеваний и травматизма.

2. Совершенствовать психомоторные способности дошкольников:

- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно- силовые и координационные способности;

- содействовать развитию чувства ритма, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- формировать навыки выразительности, пластичности.

- развивать воображение, находчивость и познавательную активность;

- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбии

Программа рассчитана на ее освоение в течение трех лет, предназначена для детей 4-7 лет.

Планирование составлено с использованием следующих методических пособий:

- Волошина Л.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет. Программа «Играйте на здоровья» и технология ее применения в ДОУ. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

- Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких. СПб. СОЮЗ, 1997.

- Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. СПб. Речь, 2007.

- журнал «Дошкольное воспитание» - № 6.2005 год, № 7.2008 год, № 10. 2008 год.

Перспективное планирование занятий.

Перспективное планирование занятий дошкольников среднего возраста строится на основе использования следующих заданий по освоению и закреплению навыков владения мячом:

1. Прокатывание

1.1 И.п (исходное положение). - о.с.(основная стойка) Прокатить мяч по прямым рукам.

2.2 И.п.- о.с. руки перед грудью, локти в стороны, мяч между тыльной стороной ладони одной руки и ладонью другой руки. Вращать мяч по часовой стрелке и против нее – мяч катится между ладонями.

1.3 и.п.- о.с. передать мяч за спиной в одну и другую сторону.

1.4. и.п. – о.с. прокатить мяч вокруг шеи, поднимая и опуская голову в момент прокатывания.

1.5. и.п.- сед на полу, ноги прямые. Прокатывать мяч от носков к туловищу, ловить его возле живота двумя руками.

1.6. и.п.- сед на полу, ноги согнуты в коленях. Прокатывать мяч под ногами, в момент прокатывания носки отрывать от пола.

1.7. и.п.- сед на полу- ноги развести. Прокатывать мяч от одной ноги к другой. Следить за осанкой.

1.8. и.п.- то же. Вращать мяч сначала левой, потом правой рукой.

1.9. и.п.- то же. Наклониться вперед, прокатить мяч от одной ноги к другой, выпрямиться.

1.10. и.п.- то же. Наклониться, прокатить мяч восьмеркой сначала вокруг одной ноги, потом вокруг другой, выпрямиться.

1.11 и.п.- сед на коленях. Катать мяч вокруг себя то в одну, то в другую сторону.

1.12 и.п.- о.с. Руки вытянуты в стороны. Прокатить мяч от ладони к плечу, то же по другой руке.

2. Отбивание мяча от пола.

2.1. и.п.- о.с. мяч держать двумя руками. Поймать его после удара о пол.

2.2. и.п.- о.с. мяч держать одной рукой. Поймать его после удара о пол одной рукой, двумя руками.

2.3. и.п.- о.с. мяч держать двумя руками. Поймать одной рукой после двух ударов о пол.

2.4. и.п.- то же. Поймать мяч после удара о пол и хлопка в ладоши.

2.5. и.п.- то же. Поймать мяч после удара о пол, стоя в обруче.

3. Подбрасывания и броски

3.1. и.п.- о.с.- мяч на ладонях вытянутых рук. Раскачивать руки вверх- вниз, одновременно выполняя полуприсед.

3.2. и.п. - о.с. мяч на ладони левой, правой руки поочередно. Раскачивать руки вверх- вниз, одновременно выполняя полуприсед.

3.3. и.п.- о.с. мяч на ладонях вытянутых рук. Подбрасывать мяч двумя руками, постепенно увеличивая амплитуду броска. То же одной рукой.

3.4. и.п.- то же. Подбросить мяч, дать ему упасть, поймать после отскока.

3.5. и.п.- то же. Подбросить мяч, сделать хлопок, поймать.

4. Прокатывание в парах.

4.1. и.п.- сед на полу, ноги врозь, лицом друг к другу, руки на мяче сверху. Подбросить мяч, поймать, прокатить.

4.2. и.п.- сед на коленях, лицом друг к другу. Прокатывать мяч друг другу.

4.3. и.п.- стойка на четвереньках. Поймать подброшенный мяч, установить его на полу, затем прокатить головой его друг другу.

4.4. и.п.- лежа на полу, руки перед грудью. Прокатывать мяч друг другу.

4.5. и.п.- стоя, ноги врозь, спиной друг к другу. Один прокатывает мяч назад между ног, другой ловит его и катит назад аналогичным способом.

4.6. и.п.- о.с. присесть, прокатить мяч по полу партнеру, повернуться на 360 градусов.

4.7. и.п.- о.с.перекатывать мяч партнеру по полу правой, левой ногой.

5. Перебрасывание и броски в парах.

5.1. и.п.- о.с.- мяч на ладонях вытянутых рук, покачать мяч, перебросить партнеру.

5.2. и.п.- то же. Перебросить мяч друг другу снизу (можно через веревку)

5.3.и.п.- о.с. мяч возле груди. Бросить мяч партнеру от груди, постепенно, отходя все дальше друг от друга.

5.4 и.п.- о.с. мяч за головой. Бросать его партнеру из-за головы.

5.5. и.п.- о.с. мяч на ладонях вытянутых рук. Подбросить мяч до 3 раз, поймать, бросить партнеру любым способом.

5.6. и.п.- то же. Подбросить мяч, сделать хлопок, поймать, бросить партнеру.

5.7. и.п.- о.с. мяч возле груди. Бросить партнеру мяч способом от груди с отскоком от пола.

Примерное перспективное планирование занятий для детей средней группы

Цель: формирование интереса к занятиям физкультурой

Задачи: формировать многообразие действий с мячом (катание, бросание, ловля, перебрасывание, забрасывание)

В процессе освоения действий с мячом развивать основные движения- ходьбу, бег, прыжки.

Воспитывать целеустремленность, желание достичь положительных результатов, доброжелательное отношение друг к другу.

Развивать координацию, согласованность движений, точность, ловкость.

Создавать условия для проявления положительных эмоций