Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности

Актуальность. Известно, что в процессе развития ребёнка происходят изменения в его эмоциональной сфере: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не меняется, её необходимо развивать.

В последние годы всё больше времени дети проводят у телевизора, за компьютером, меньше общаются со взрослыми и друг с другом, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Поэтому работа, направленная на развитие социально-эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.

Самый верный путь к эмоциональным струнам души ребёнка – это театрализованная игра. Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу. Познаёт радость, связанную с преодолением трудности общения, неуверенности в себе. Для себя я отметила, что важнейшим в театрализованных играх является процесс творческих переживаний, а не конечный результат. Необходимо стремиться, чтобы сохранялась непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Театрализованная игра нисколько не пострадает, если ребёнок неточно произнесёт реплику, выполнит движение неудачно, с точки зрения взрослого. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Осуществляя работу по развитию социально-эмоциональной сферы средствами театра, мною параллельно решались задачи образовательной области «социально-коммуникативное развитие», направленные на формирование социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, а также образовательной области «художественно-эстетическое развитие» по стимулированию в детях сопереживания персонажам художественных произведений.

Планирование. На первом этапе своей работы я определилацели и задачи:

– развивать социальный и эмоциональный потенциал ребенка;

– формировать умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, представлять образы персонажей;

– воспитывать умение сопереживать героям произведения;

– развивать умение детей выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах;

– развивать творческую инициативу;

– побуждать детей вступать в диалог друг с другом.

Чтобы обеспечить планомерность и систему работы, мною был составленперспективный план по организации театрализованной деятельности во второй младшей группе, в основу которого легли девять сказок: «Колобок», «Репка», «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Снегурушка и лиса», «У страха глаза велики», «Лиса и заяц», «Теремок», «Три медведя», отобранные в соответствии с содержанием Основной общеобразовательной программы, реализуемой в МБДОУ. На каждый месяц по конкретной сказке были определены цели, продумана взаимосвязь с другими видами деятельности, подобраны материалы, игры, намечена работа с родителями.

Например, октябрь – сказка «Репка».

Цель: формировать умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки, следить за развитием действия. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Развивать умение понимать сказку на основе построения наглядной модели. Воспитывать интонационную выразительность речи.

Материалы: фланелеграф; фигурки персонажей; изображение дома, огорода; лист бумаги с нарисованными кружочками; карандаш; пальчиковый театр.

Связь с другими видами деятельности:
  • знакомство с огородом;
  • лепка «Овощи»;
  • рисование «Помидорки в банке»;
  • аппликация «Овощи на тарелке»;
  • конструирование «Заборчик вокруг огорода»;
  • знакомство с русской избой;
  • продолжать знакомство с домашними животными;
  • вечер загадок об овощах.
Игры:
  • дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
  • дидактическая игра «Узнай овощ по описанию»;
  • сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»;
  • игра «Посади овощи на огороде»;
  • игра «Отвезем овощи»;
  • этюды на выражение основных эмоций: «Киска», «Мышка, мышка, что не спишь?».

Работа с родителями:

– привлекать детей к посильной помощи на огороде при сборе урожая овощей;

– консультация «Овощи – полезные продукты»;

– подобрать и выучить загадки об овощах;

– вместе с детьми приготовить блюдо из овощей;

– конкурс по изготовлению разных видов театров.

Впланы-конспекты НОД по ознакомлению с художественной литературой мною включались элементы театрализованной деятельности. Например, при ознакомлении детей со сказкой «Репка» я использовала фланелеграф, с помощью которого показывала сказку детям.

Дети активно участвовали в рассказывании, помогали тянуть репку. После беседы я предложила желающим поиграть в сказку. Раздала персонажи пальчикового театра. Дети с удовольствием повторили сказку. В процессе игры обращала внимание детей на интонацию, с которой говорят персонажи.

Чтобы детям полнее понять образ сказочного героя, я использовалаиллюстрации разных художников к одинаковым сказкам . Например, знакомясь со сказкой «Репка» дети рассматривали иллюстрации разных изданий:

– Издательство «Фламинго» М. – художник В. А. Жигарев.

– Издательский дом «Проф-Пресс» (Ростов-на-Дону) – художник И. Егорова.

– Издательский дом «Детский мир» М. – художник С. Михайлов.

– ООО «Линг» М. – художник Т. Андреева.

Развивающая предметно-пространственная среда. Чтобы развивать театрализованную деятельность, необходимо продумать оснащение центра театрализованной игры. Театр должен быть ярким, привлекать внимание детей, вызывать желание действовать с образами сказочных героев. За помощью я обратилась к родителям. В октябре был объявлен конкурс поизготовлению разных видов театра. Хочется отметить энтузиазм родителей, с которым они взялись за создание театров по сказкам, обозначенным в моем перспективном плане. Подводя итоги конкурса, была организована выставка в центре театрализованной игры, которую представляли следующие виды театров:

Настольный кукольный театр на горизонтальной плоскости

– театр деревянных фигур