МДОУ детский сад №16 комбинированного вида п. Тулома

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

МДОУ детский сад №47

комбинированного вида г.Кола

МО Кольский район Мурманской области

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, я убедилась, что словарный запас у дошкольников весьма ограничен. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Содержание, предлагаемое программой, детьми плохо усваивается. Это происходит потому, что у детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительност ь, снижен интерес к окружающему, моторика отличается недостаточной координацией.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок становится «сложным» собеседником: ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.

Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь я решила использовать театрализованную деятельность.

Изучая психолого-педаго гическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательнос ть событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В работе, для повышения уровня коррекции речевых нарушений у детей, решила использовать театрализованную деятельность.

Поставила цель:

Формирование навыков диалогической и монологической речи посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

Развивать диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать культуру речевого общения.

Обогащать лексический запас новыми словами и словосочетаниями.

Автоматизировать поставленные звуки в спонтанной речи.

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию на основе чтения скороговорок, стихов.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность. фантазию, воображение, образное мышление, навыки импровизации.

Формировать устойчивый интерес к театрализованным играм, умение разыгрывать знакомые стихи, сказки, передавать характерные особенности героев с помощью выразительных средств речи и используя артистические качества: пластическую выразительность, мимику, жесты.

В ходе работы над темой осуществила:

подборку методической литературы и художественных произведений различных жанров;

разработала перспективный план для театрализации художественных произведений различных жанров, придерживаясь лексических тем;

создала картотеку словесных и настольно-дидакт ических игр;

подобрала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики;

подобрала диалоги;

изготовила атрибуты к разным видам театров: настольному, кукольному, пальчиковому, плоскостному, теневому и иллюстрации к сказкам для фланелеграфа.

В группе создана предметно-развив ающая среда: театральный уголок, в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте, ширмы, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитывала индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.

Всё это стимулирует желание заниматься театрализованной деятельностью, формирует любознательность. познавательную активность, творческие способности, а значит главное – развитие связной речи.

Занятие по театрализованной деятельности провожу один раз в неделю во второй половине дня. Для этого не требуется организовывать специально какие-либо занятия, перегружая сетку занятий. Широко использую театрализованную деятельность на занятиях по ознакомлению с художественной литературой в режимных моментах.

Театрализованные игры проводила поэтапно. На первом этапе выполняли игровые упражнения, направленные на выработку мимики, пантомимики. Благодаря им, движения становились более уверенными, свободными, раскрепощенными.

Далее проводила игры и упражнения на развитие дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции.

Игровые упражнения на развитие мимики: «Съешьте кислый лимон», «Рассердитесь на драчуна», «Встретьте знакомую девочку», «Испугайтесь забияку»

Обучение жестам: «Покажите высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя», «Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг», «Покажите разных людей: я, ты, мы»

Развитие пантомимики: «Расцвели, как цветы», «Завяли, как травка», «Полетим, как птицы», «Идет медведь по лесу», «Крадется волк за зайцем».

Развитие речевого дыхания: «Игра со свечой»:

Предлагала детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребенок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воздух выдыхается тонкой, упругой и плавной струей через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

Игра «Чудо-лесенка»:

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса:

Чу-до-ле-сен-кой -ша-га-ю,

Вы-со-ту-я-на-би -ра-ю:

Шаг-на-го-ры,

Шаг-на-ту-чи.

А-подъ-ем-все-вы -ше,

кру-че.

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо-к-солн-цу -

Я ле-чу!

Далее инсценировали стихи, потешки, прибаутки. Дети заранее с родителями заучивали тексты, затем разыгрывали их, используя любой из театров, например, пальчиковый.

Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают — тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Рассказывала, что театр наш необычный-пальчи ковый: «Пальчики — актеры, а мы с вами — режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков сделаны из бумаги, ткани.

Воспитатель встает за ширму и демонстрирует движения ребенку, тот их повторяет. Количество предлагаемых ребенку игр зависит от его индивидуальных особенностей и возможностей.

На игровых занятиях предлагала ребенку показать характерные движения какого-либо животного, остальные дети угадывали кто это,или имитировали действия людей (стирать, подметать пол и т.д.). Все артикуляционные упражнения выполнялись под счет, речевое сопровождение. Например, ударять по очереди каждым пальчиком по столу, сопровождая движение пальцев ритмичным, послоговым проговариванием скороговорки:

Мы то-па-ли, мы то-па-ли,

До то-по-ля до-то-па-ли,

До то-по-ля до-то-па-ли,

Чуть но-ги не от-то-па-ли!

Пластику каждого животного или предметные действия персонажей осваивали в массовых пластических этюдах. Все учатся двигаться, как мышка, затем все учатся двигаться, как заяц, лягушка, лиса и т.д. Такие пантомимические сцены есть в каждой сказке.

Часто использовала очень эффективный прием парной работы воспитателя и ребенка. Он используется, когда нужно освоить выразительную интонацию речи персонажа. Я брала на себя роль со сложным интонированием и играла в паре с ребенком, с каждым ребенком группы по очереди. А затем наоборот. Например, в очередном эпизоде сказки «Заюшкина избушка» заяц рассуждает, что ему делать, как вернуть свой домик, а собаки, медведь и петух по очереди предлагают ему свою помощь. Сначала я брала на себя роль зайца, потом — роль собаки, затем медведя и т.д. После работы в паре с ребенком, ему легче справиться с актерской задачей, т.к. образец он слышал и будет к нему стремиться. Но прямая инструкция - «Делай, как я!» - не используется.

Читала детям четверостишие с разными интонациями. Далее, просила их повторить и найти новые варианты интонаций, например: удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. Так же давала детям и такое задание: «Произнести фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове». Например: «Не забудьте покормить рыбок», «Я люблю свою сестренку» и др. Обращала внимание детей на то, как изменяется смысл фразы в зависимости от ударного слова.

С помощью потешек, скороговорок, стихотворений уточняется звук в словах, фразах.

Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

В своей работе использовала игры с диалогическим содержанием,

например:

«Перцы»

Сладкий перец повстречал

Горького братишку:

—Что-то очень тонок стал,

Похудел ты слишком.

Горький перец отвечал:

— От того я тонок стал,

Что диету соблюдал,

Сладости совсем не ел,

От того и похудел.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, отвечать на вопросы, строя распространенные предложения.

К концу старшей группы дети стали увереннее, раскрепощеннее, активнее в речевом плане. У них сформировался устойчивый интерес к театрализованной игре, появилось желание принимать активное участие в создании декораций и атрибутов, в инсценировке сказок.

Вне занятий включала:

- лепку из пластилина фигурок любимых героев сказки, которые впоследствии дети использовали в режиссерских играх;

- выполнение зарисовок к наиболее ярким эпизодам сказки;

- поделки из бумаги приемом оригами.

Благодаря систематическому использованию театрализованных игр у детей стал богаче словарь, они допускают меньше грамматических ошибок, используют в речи разные типы предложений; самостоятельно могут пересказать небольшой рассказ, более подробно и интересно описывают действия и состояния персонажей. Дети стали выразительнее и с удовольствием читать любимые стихи, используя артистические средства.

Литература.

Алянский Ю.Л. «Театр все возможно» Санкт – Петербург 2002г.

АнтипинаА.Е. «Театрализованна я деятельность в детском саду». - М. 2006.