Скачать:

«СОЦИАЛЬНО - КОММУКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Подготовила

Таранушина Т. А.

ВВЕДЕНИЕ:

Актуальность работы:                                                          Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решений задач социально – коммукативного развития.                                Большое внимание на процесс социально – коммуникативного развития дошкольников оказывает:

- семья

- детский сад

- социум – сверстники, друзья.

Социально – коммукативное развитие направлено на:

- усвоение норм ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и отечеству, представление о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование социально – коммуникативных речевых умений (развитие способностей  вступить в общение и поддержать его)

ЦЕЛЬ: разработать игровую деятельность дошкольников, направленную на решение задач развития социально – коммуникативной деятельности.

ЗАДАЧИ:

1.          Конкретизировать сущность процесса развития социально – коммуникативной деятельности дошкольников.

2.         Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по развитию игровой деятельности дошкольников

1 .        Образовательная область социально - коммукативного развития реализуется в 4-х направлениях:

- игровая деятельность;

-патриотическое воспитание;

- основы безопасности поведения в быту, социуме, природе;

-трудовое воспитание.

Игра -  в свете ФГОС выступает, как форма социализации ребенка.

Игра не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально - коммуникативное развитие происходит у дошкольников  через  игру, как ведущую детскую деятельность. В рамках реализуемых задач  можно использовать игры:

- на развитие эмоциональной сферы: «Мое настроение», в ходе которых решались бы задачи развития детей и задачи педагогической деятельности: развивать умение  распознавать эмоциональный  настрой сверстников ,взрослых;

- на развитие коммуникативных способностей: развивать умение инициировать  общение, выражать словами свои мысли, чувства, желания, результаты, аргументировать свою точку зрения;

- игры, направленные на обучение  эффективным способом общения, формировать умение считаться с другими;

- игры направленные на снятие конфликтности – развивать социально - коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты, расширять поведенческого репертуара у детей;

-игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развивать интерес друг к другу;

- интерактивные игры, направленные на сплоченность сотрудничества, а именно развивать отношения, построенные на равноправии, или готовности конструктивно решать проблемы, воспитывать чувства заинтересованности в достижении общей цели.

Исследователи, в частности Е.В.Зворыкина, отмечает, что игра носит развивающий характер, если развивается по принципу решения  игровых задач.

Игра  - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Шацкий - яркий российский педагог выделил, что игра для ребенка – это жизненная лаборатория. Игры у детей дошкольного возраста очень разнообразны. Детство без игры и вне игры - это ненормально.  По мнению С.Н. Теплюк, задача  взрослого состоит в том, чтобы поддержать инициативу каждого ребенка, развивать его любознательности, активно воспринимать, внимательно слушать. Ученые считают, что игровые зоны следует организовывать таким образом, чтобы  в них  было удобно играть. Р. И. Жуковская считает, что кукольный уголок, это местожительство  дружной кукольной  семьи.

2.       Для решения поставленных задач работаю по примерной общеобразовательной программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под  редакцией М Е Вераксы, Т С Комаровой, М А Васильевой (2011 год) программе ДОУ, рабочей программе, дополнительно учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей их уровень достижений.

НОД осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей  для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.                На каждый момент НОД  были подобраны  наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.           Организованный момент (показ наглядности) был  направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.        Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам  СаНПиН для детей данного возраста – 10  минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности. Во - время проведения дети свободно стояли на ковре около воспитателя, предусматривает быструю смену передвижения. Пальчиковая гимнастика и рисование – сидя за столом. Быстрая сменяемость приемов и смена поз позволили избежать утомляемости  детей.        Все моменты НОД  логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых  побуждала детей  к самостоятельной деятельности. Дети отвечали на поставленные вопросы, проявляли интерес, положительные эмоции. Из шести присутствующих детей, пять активно участвовали в беседе, в играх. Один ребенок был менее активен в беседах, в играх (индивидуальные особенности), с ним следует закрепить пройденный материал.                                По факту проведения НОД можно сказать, что поставленная  цель решена. Достигнутый результат соответствует цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постоянная, непрерывная работа по всем четырём направлениям данной ООП способствует социально - коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их выполнению.

Интеграция образовательных областей и видов деятельности в программе по содержанию дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО для социально – коммуникативного развития дошкольников, огромное значение не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдения, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – всё это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

    Губанова А. Ф. «Развитие игровой деятельности»; Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Венгер Л. А. Дьяченко О. М.  «Игры и упражнения п развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»; Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»; Дыбина О.В. «Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников»; Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду».