Речевое творчество дошкольников - консультация для воспитателей

Дата публикации: 2012-09-05 | Просмотров: 7166 | Автор:Крахмаль Светлана Владимировна

Использование книжки-самоделки в речевом творчестве старших дошкольников

ЦЕЛЬ: Обосновать возможность использования книжки-самоделки в речевом развитии старших дошкольников.

Гипотеза: Книжки-самоделки являются эффективным средством речевого развития старших дошкольников т.к. они способствуют повышению читательского интереса и развитию художественного восприятия и развитию речевого творчества.

1 .Под речевой творческой речевой деятельностью мы понимаем речевую деятельность направленную на создание нового ,что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания. комбинирования уже известных.

Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания .это нужно учитывать в работе с детьми. По мнению исследователей детской речи ( А.Н. Гвоздева. К .И. Чуковского и др.) самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих )приходится на дошкольное детство .Сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества. Доказательством

этому служит явление словотворчества ,наблюдаемое у детей в возрасте 2-5 лет, интерес детей к сочинительской деятельности .Способность детей к сочинительству доказана в исследованиях О.Н. Сомковой. О.С. Ушаковой, Л .М. Гурович.

2. Исследования .Е. А. Флериной и других авторов дают возможность сделать следующие выводы: основной мотив любой детской деятельности (игра ,рисунок ,лепка, составление рассказов) -потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. В непосредственном, наивном изображении событий жизни можно разглядеть зародыши творчества; ребенок не копирует виденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображаемому или рассказываемому, свои мысли и чувства, мечты и стремления. Творчество проявляется и в замысле-выборе темы рисунка или рассказа и в нахождении способа осуществления задуманного. Л .С. Выгод ский в своих исследованиях также подметил появление в дошкольном возрасте замысла, что меняет характер деятельности и этот новый тип деятельности есть не что иное как переход к творческой деятельности .А. А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и потому развивается способность к творческой деятельности.

З.Таким образом. в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации ,в умении комбинировать свои знания, представления ,в искренней передаче своих мыслей, чувств. переживаний Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

Различные тексты детей на свободную тему имеют коммуникативную функцию. Они их придумывают не просто так .а им хочется рассказать взрослым или сверстникам о чем -либо для них интересном значительном .Задача взрослого услышать и записать за ребенком рассказ, сохранить его, помочь оформить или показать как это делается. Такая форма работы позволяет сделать детям - целую серию открытий.

Первое открытие. любое сообщение можно записать .

Второе открытие - записанное сообщение никуда не пропадает ,его можно сохранить и многократно возвращаться к нему, перечитывать дома, в детском саду .показать друзьям и знакомым по поводу и без повода.

Постепенно у детей формируется представление об их личных достижениях и успехах и это третье открытие для ребенка - дошкольника. Он начинает понимать ,что своим сочинительством может быть интересен для сверстников и взрослых .Что бы произошло это открытие очень важно как относятся взрослые к творческой деятельности ребенка - что бы почувствовать себя более уверенным и взрослым нужно научиться самостоятельно решать свои проблемы т.е. учиться грамоте ,чтобы записать свой рассказ ,научиться пользоваться различными приспособлениями для оформления произведения т.е нарисовать иллюстрации, подобрать картинки. фотографии ,аккуратно наклеить или вырезать, создать композицию и т.д. Следующее открытие уже относится ко взрослым -чтобы не тратить неимоверно много усилий для развития у детей умения составлять логически последовательно выдержанный рассказ нужно идти вслед за ребенком ,всячески поощрять его интересы к различной деятельности: рисование, ручной труд конструирование и создавать условия для творческой деятельности ребенка.

2. Знание методики развития связной речи у детей дошкольного возраста.

3. Желание, энтузиазм ,терпение взрослых.

-заготовки обложек;

-картонные рамки для формирования будущих книг

-дырокол, степлер. шнурки, тесемки ,ленточки для скрепления листов;

-клей ,ножницы, блокнот журналиста

-полка для хранения готовых книг;

-образцы книг разного вида

-цветная бумага ,картон, трафареты т.д.

Материальные условия являются частью необходимой. но не достаточной для начала работы. Немаловажное значение имеет содержательная сторона жизни ребенка в группе и дома ,её наполненность яркими, эмоционально насыщенными событиями и делами .Яркие впечатления для детей это неожиданные праздники .экскурсии ,встречи с разными людьми, необыкновенные дела, наблюдения с привлечением образного слова, что содействует появлению выразительных описаний в собственном детском словесном творчестве.

Наблюдения обогащают детей свежими жизненными впечатлениями. к которым дети смогут обратиться при выполнении творческих заданий ,как по речевому творчеству так и изобразительному .Для того, что бы углублять представления детей, создавать у них интерес к теме предстоящей деятельности наблюдения жизни дополняются художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становятся важным источником речевого и изобразительного творчества.

Дети любят иллюстрировать сказки, различные истории .Они отражают в рисунках свои переживания, мысли, чувства .Дети никогда не рисуют молча. рисунки они дополняют рассказом .поэтому так важно и нужно соединить изобразительное и литературное творчество детей и трудовую деятельность.

Такое сочетание увеличивает возможности творческой деятельности ребенка.

Для воспитателя появляются такие нетрадиционные формы работы с детьми ,как книгоиздательство и журналистика и новая тема в работе с семьей т. к можно предложить родителям сделать книжку - самоделку дома. Предметом создания этих книг могут стать различные домашние события ,и в её изготовлении могут принять участие все родственники ,а ценителями домашнего шедевра близкие родственники и дети в группе.

Дети привлекаются не только к изготовлению книг-самоделок. но и к разработке их содержания. Дети узнают. что книги могут быть разными не только по оформлению ,но и по содержанию: книга сказок. куда записываются сказки и волшебные истории ,придуманные детьми и рисунки детей к ним ; книга загадок с текстовыми загадками или рисунки-загадки; книга увлечений -заполняется по мере увлечения детей группы чем либо, календарики, вкладыши, марки; справочник, книга открытий куда можно заносить открытия сделанные ребенком в центре

экспериментирования и в повседневной жизни (первый цветок мать-и -мачехи тоже открытие) книга лекарственных растений и красная книга природы, книга со смешными высказываниями детей групповая книга-альбом с фотографиями и стихами и т.д.

Такая работа по творческим разработкам содержания книг способствует знакомству детей с различной литературой ,повышает их читательский интерес ,а так же желание не только узнать о чем книга, но и как она сделана ,как сочетаются иллюстрации и текст книги.

Поскольку становление речевого творчества взаимосвязано с целым рядом психических процессов (мышление, память. воображение ,восприятие ,речь - целесообразно применять в работе различные методы и приемы усложняя их по мере овладения:

-красочные обложки

-пятистишия

-игра «На что похоже» это прием из мнемотехники, на одной половинке страницы можно нарисовать что-то, а на второй на что это похоже (лента похожа на речку, речка похожа на дорогу и т.д.)

-игра «Превращалки» ( пояс можно превратить в обруч, обруч в солнышко, солнышко в цветок

одуванчика и т.д.

-игра «Допиши две строчки» (Косолапые медведи размечтались на обеде Дайте меду с курагой мы из клетки ни ногой.)

-игра «Перевертыши»

-«Перевирание сказок» (Жили-были дядя с тетей. Нет, бабушка с дедушкой и т.д.)

-придумывание историй с обязательными словами (предложить придумать историю в которой есть такие персонажи -Маша ,велосипед ,медведь. грибы, заяц. конфета.

-«Салат из сказок» (в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей)

-оживление обычных предметов ( можно оживить самые различные предметы .которые окружают нас - стол, пылесос, ложку ,вилку ,мыло и др.)

-введение в сказку ребенка (наша Маша вместе с Крошечкой-Хаврошечкой пошли пасти коровушку и что с ними случилось дальше )

-что было бы ,если бы -игра «Вопрос-ответ»( учит быстро находить ответ на любой вопрос)

-игра «Доскажи словечко» -

На лугу среди ромашек

Поднялся переполох,

Оттеснил семью ромашек,

Великан………. (чертополох)

-составление рассказов по схемам и опорным картинкам.

Вывод: Для развития речевого детского творчества можно использовать такой вид работы как книжка-самоделка ,но для этого необходима кропотливая повседневная, планомерная работа как со всей группой так и индивидуально .Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, рисовать, изготавливать книжки- самоделки, чтобы они получали удовлетворение от своей работы, чтобы их тянуло к карандашу ,книге, бумаге и другим предметам для детской творческой деятельности. Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, рисунки к ним яркими и разовьет в них вкус, чувство прекрасного в жизни.

Рекомендации для воспитателей:

-заинтересовать детей книгоиздательской деятельностью ,используя для начала рассматривание различных книг и книг самоделок других детей.

-организовать в группе вместе с детьми уголок книгоиздательской деятельности,

-сделать вместе с детьми первую книжку-самоделку,

-провести занятие по типу « Открытие» Как родилась книга.

-привлечь родителей к этой работе ,собрать фотографии и сделать книгу-альбом « Мы и наша группа».

-предложить детям самим сделать книгу с иллюстрациями и рассказами о своем дне рождения

или любой другой темой близкой для детей

-поддерживать интерес детей к этой творческой деятельности ,используя различные методы и приемы, описанные выше.