Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Таким образом, в соответствии с целью и задачами нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы: Проведя теоретический анализ существующей психолого-педагогической литературы в области нашего исследования, мы выяснили, что в отечественной педагогике, трудами многих известных педагогов, были предприняты попытки интегрированных исследований, посвященных развитию творческих способностей дошкольников. Многие исследователи признают творческие способности человека, как самую существенную часть человеческого интеллекта, и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека, и порастающего поколения в частности. Формирование и развитие творческих способностей необходимо начинать с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Для успешного развития творческих способностей необходимо вести целенаправленный процесс, подбирать соответствующие методы и программы обучения, в ходе которых решается ряд частных педагогических задач (например, развитие мышления, памяти, воображения, познавательная активность и т.д.). Взрослые должны помочь ребенку научиться реализовывать свои творческие замыслы. Театрализованная деятельность считается уникальным средством развития творческих способностей детей. Один из продуктивных видов творчества детей, в плане развития их творческих способностей – их театрализованная деятельность. Театрализованные игры способствуют творческим проявлениям детей. Они развивают их творческую самостоятельность: побуждают к импровизации в составлении сюжетов, искать выразительные средства для создания образа. Творческие же способности детей проявляются в том, что дети могут объединять в театрализованной игре разные события: вводят новые эпизоды из сказок и литературных произведений, которые наиболее произвели на них впечатление; включают в игру элементы реальной жизни и наоборот в реальную ситуацию включают эпизоды из сказок; то есть создают игровую ситуацию. Проведенный эксперимент показал, что после занятий, связанных с театральной деятельностью,уровень творческого потенциала детей значительно улучшился по сравнению с первоначальными данными. Таким образом, в результате проведенного исследования мы можем сделать вывод, что традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Эффективными мерами для исправления существующего положения, как показали результаты эксперимента, могут быть систематические занятия с детьми театральной деятельностью. Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение. Цель достигнута.

    Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Выдержка из работы

    Актуальность. В условиях современного общества значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего, творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно – эстетические образовательные программы, главная задача которых - развитие эмоционально – познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.

    Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальна

    Показать все я задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

    Проблема творчества и творческих способностей была предметом исследования таких видных психологов, как Дж.Гирфлод, Е.П.Торранс, И. Фостер; вопросам развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посвящены работы таких педагогов, как С.В.Акишев, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, О.П. Радынова и др.). В настоящее время многими отечественными педагогами разработаны программы, методические рекомендации по развитию детского творчества в изобразительной деятельности (Доронова Т. Н. Комарова Т. С. Игнатьев Е. И. Палагина Н. Н. Лилов А. Н. Романова Е. С. Потемкина О. Ф. и др.).

    Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить воображение детей, попытаться максимально реализовать их способности.

    Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

    Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

    Но на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Что можно объяснить недопониманием роли театрализованной деятельности для развития творческих способностей ребенка.

    На основе актуальности и выделенных нами противоречий была сформулирована тема исследования «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».

    Целью исследованияявляется выявление значимоститеатрализованной деятельности для развития творческих способностей дошкольников.

    Объект исследования: процессразвития творческих способностей детей дошкольного возраста

    Предмет исследования: творческие способности дошкольников и театрализованная деятельность.

    Мы предполагаем, что театрализованная деятельность благотворно влияет на развитие творческих способностей дошкольников.

    Данное предположение и явилось гипотезой нашей работы.

    В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

    1. Провести теоретический анализ проблемы развития творчества и творческих способностей.

    2. Проанализировать особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов.

    3. Изучить роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников.

    4. Провести опытно - экспериментальную работу, подтверждающую влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературыпо проблеме исследования, беседа; наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики, анализ результатов исследования.

    База исследования: 20 детей среднего дошкольного возраста (5 лет) ДОУ № 177, г. Москва (Юго-Восточный Административный Округ).

    Структура работы обусловлена логикой исследования, включает введение, 2 главы,7 параграфов,заключение, список литературы, 4 приложений. Общий объем работы составляет35страниц (без приложений).

    Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в работе дошкольных учреждений по организации занятий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Введение 3

    Глава 1. Теоретический анализ развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста 6

    1.1 Понятие и сущность творчества, творческих способностей 6

    1.2 Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии 10

    1.3. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 14

    Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению роли театрализованной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников 19

    3.1 Подготовка и организация исследования 19

    3.2 Констатирующий эксперимент 20

    3.3. Формирующий эксперимент 22

    3.4. Контрольный эксперимент 27

    Заключение 31

    Список литературы 33

    Приложение 1 36

    Приложение 2 39

    Приложение 3 40

    Приложение 4 41

    1. Аксенова О.Е. Колодич Е.Н. Санцевич Д.В. Юркевич Н.А. Программа «Радуга». Методические рекомендации. - Минск: БГПУ, 2004. – 35 с.

    2. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

    3. Богат В. Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. - 2008. - №1. С.17-19.

    4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

    5. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

    6. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. — М. Академический Проект, 2003. —304 с.

    7. Ефремов В.И.

    Показать все Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2000.

    8. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп. 2005.-№4.

    9. Кожохина С.К. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. — М. ТЦ Сфера, 2002. - 192с.

    10. Котельникова, Е.И. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников/ Е.И. Котельникова //Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru.– Дата доступа: 22.12.2013.

    11. Котова Е. В. Кузнецова СВ. Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М. ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.

    12. Кудрявцев В. Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - 2005 №9 С.52-59

    13. Кузьменко И.В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Научный поиск. – 2012. – № 4.5 – С.17-19.

    14. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. - 125 с.

    15. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.

    16. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб.пособие. - М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.- 320 с. илл.

    17. Никитин С.В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося / С.В. Никитин, Е.В. Кузнецов // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 20-22.

    18. Общая психология. Учебник для вузов/под ред. Р. X. Тугушева и Е. И. Гарбера. - Саратов: «Научная книга», 2003. - 480 с.

    19. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М. 2000.

    20. Программа «Развитие».- М. Новая школа, 1994. - 64 с.

    21. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 2006. - №5. - С. 21-27.

    22. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М. 2006. – 200 с. Библиогр. 195-198 с.

    23. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М. Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

    24. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М. Педагогика, 1986. — 224 с.

    25. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. Издат. центр «Академия», 2000. - 232с.

    26. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- 1991. -№ 1(5)

    27. Художественное творчество в детском саду/Под ред. Н.А.Ветлугиной.- М. «Просвещение», 2004.

    28. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М. Владос, 2001.