Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В период дошкольного детства происходит интенсивное ст а новление личности. Личность формируется в процессе соци а лизации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, а также выработку соц и ального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Составной частью социализации я в ляется социальное развитие, выражающееся в способности аде к ватно ориентироваться в доступном социальном окружении, в осознании ценности собственной личности и других людей, в проявлении своих чувств и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Социальное развитие является одной из важных задач с о временного дошкольного образования и предполагает развитие у ребенка адекватного отношения к самому себе, другим л ю дям, миру, выработку коммуникативной и социальной ко м петентности.

Особенностью дошкольного возраста является, в первую очередь, становление базовых свойств личности: самооце н ки, образа «Я». У детей развивается эмоционально-потребно с тная сфера, вырабатываются нравственно-ценностные уст а новки, социально-психологические критерии оценки сист е мы отношений с другими людьми. Основой социального развития ребенка является полож и тельное самоощущение: уверенность в себе, в своих возмо ж ностях, в том, что его любят; чувство собственного достои н ства; осознание своих прав и свобод. Исключительно важным является осознание ребенком с а мого себя, своего существования. Образ мыслей, пережив а ния, оценки играют адаптивную роль в процессе социализ а ции.

Ребенок дошкольного возраста нуждается в удовлетвор е нии таких социальных потребностей, как потребность в эм о циональном контакте с другими людьми, в любви, доброж е лательном отношении к себе. Блокирование этих потребностей учеными рассматривается как мощный фактор стресса, их ре а лизация, напротив, обеспечивает актуализацию позитивных пс и хических состояний, способствующих оптимизации общения ребенка в социальном пространстве. Критериями социального развития дошкольника являются: хорошая ориентация в новой обстановке, способность выраб о тать адекватную альтернативу поведения, уважение желания других людей, способность включиться в совместную деятел ь ность.

Социально компетентный ребенок может избежать нежел а тельного общения, знает меру своих возможностей, может пр о сить о помощи и оказать ее другим. Он эмоционально открыт для контакта с другими, может заявить о себе и выступить в роли лидера, выразить свои намерения и чувства, способен проанализировать свои действия и действия других. Он также может самостоятельно принимать решения, управлять нег а тивными эмоциями (гневом, агрессией, ненавистью, обидой, виной) и трансформировать их в продуктивную форму пов е дения, реализовывать самоутверждающие способы поведения.

Основой развития личности является развитие самосо з нания. Его возникновение считается важным достижением в развитии личности ребенка. Образ «Я» возникает на основе оценок окружающих, переживания собственного опыта у с пехов и неудач в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками. Это ведет к возникновению осознания своего места в системе социальных отношений, стремлению к ос у ществлению общественно значимой и общественно оцен и ваемой деятельности. Но вместе с этим ребенок начинает  понимать ограниченность своих возможностей, осознает н е обходимость того, что ему нужно познавать. Дальнейшее развитие самосознания приводит к возни к новению критического отношения к оценке взрослого и све р стника.

Самосознание формируется на основе тех элементарных ощущений, когда ребенок, действуя, направляет их на себя. Постепенно он начинает узнавать себя в зеркале и на фотогр а фиях, стремится выразить себя через собственные действия.

Дошкольники до 4 лет слабо осознают собственные ли ч ностные качества и не могут адекватно оценить себя, свои возможности. А в 6-7 лет ребенок смотрит на себя как бы со стороны, представляет, как он выглядит, смущается. Он учится проводить самоанализ, мотивировать свои поступки, выр а жать собственные интересы, приобретает опыт невербальной и речевой коммуникации со сверстниками и взрослыми, сп о собность к подражанию, самоидентификации.

Ядром самосознания является самооценка, рассматриваемая как аффективно-когнитивное образование. Когнитивный ко м понент характеризует содержание представлений человека о себе, своих способностях, внешности, социальных ролях, и н тересах, качествах личности, отношениях с окружающими; а ф фективный - отражает отношение человека к себе и проя в ляется в самоуважении, в чувстве собственного достоинства.

Формируется самооценка на основе знаний о себе, переж и вания опыта индивидуальной деятельности и общения с окр у жающими людьми. Важные новообразования в развитии сам о сознания, связанные с зарождением самооценки, происходят уже к концу раннего возраста с появлением способности к оценке своих достижений, внутреннего состояния, осознания социального «Я».

Для детей дошкольного возраста нормой является зав ы шенная самооценка. Это позволяет свободно осваивать новые сферы действительности и является залогом их успешного о с воения. Для полноценного личностного развития оптимален вариант, когда «Я-идеальное» опережает «Я-реальное», чтобы показать ребенку, куда и как двигаться. Противоречия между  желаемым и действительным и обнаружение необходимости соответствия своей завышенной сам о оценке влекут за собой развитие.

Адекватная самооценка складывается к концу дошкольного детства, что связано с появлением самокритичности, осозн а нием себя во времени, развитием способности мотивировать самооценку, способности к оценке своих достижений; внутреннего состояния, определения своего места среди людей.

Важной чертой формирующегося самосознания ребенка я в ляется чувство собственного достоинства. Оно проявляется в умении соблюдать определенную дистанцию между собой и окружающими, что возможно при отделении себя и своей д е ятельности от взрослого, при условии уверенности в своих возможностях. Исследователи отмечают, что д о стоинство выступает уже в дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны.

Сдвиги в развитии самосознания создают основу устойч и вого личностного образования - «Я-концепции», объединя ю щую все знания ребенка о себе и то, как он оценивает себя.· Первоначально «Я-концепция» складывается под влиянием представлений о себе, отношения к нему любящих людей   родителей. Далее ее формирование происходит под влиянием жизненного опыта, успехов и неудач. Впоследствии у детей «Я-концепция» приобретает активную роль и сама влияет на развитие ребёнка.

Эмоциям принадлежит важная роль в восприятии окруж а ющего мира и в проявлении отношения к нему. В младенче с ком возрасте ребенок четко выделяет из окружающей среды близких ему людей: он ищет мать, проявляя свое эмоци о нальное состояние; его эмоциональная активность сопрово ж дается оживлением, являющимся основой развития эмоций. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные пр о явления, связанные с быстро меняющимися желаниями р е бенка. Он остро переживает неприятные моменты, но через какое-то время его может заинтересовать новая игрушка. Его не сможет огорчить то, что будет через некоторое время, н е сколько дней.

В процессе развития происходят изменения в эмоционал ь ной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отнош е ния с окружающими. Если на втором году жизни при прибл и жении сверстника ребенок ощущает беспокойство и желание броситься под защиту своей матери, то уже на третьем году жизни он спокойно играет рядом с другими детьми, хотя м о менты игры кратковременны. В этом во з расте часто наблюдаются аффективные реакции на ситуации, когда попытка сделать что-то не приносит успеха и рядом не окажется того, кто окажет помощь.

С 3-4 лет у дошкольников возрастает способность к более адекватному выражению своих эмоций, которые проявляются в виде мимической активности, голосовых реакций. Исслед о ватели отмечают, что именно в этом возрасте невербалика играет роль, которую не может выполнить ни одно другое средство, через которое ребенок выражает себя, своё отнош е ние к миру.

В общении со сверстниками ребенок более эмоционален. В среднем у него наблюдается в 9-10  раз больше мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные с о стояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники в 3 раза чаще одобряют сверстников и в 9 раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми. Это связано с тем, что, начиная с 4-летнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и примечательным партнером по общению.

На протяжении всего дошкольного детства эмоциональный мир ребенка становится всё более богатым и разнообразным. В ходе дальнейшего развития характер эмоций, в частности, их длительность, устойчивость, меняются в связи с изменением характера деятельности и его мотивов, а также с усло ж нением отношений ребенка с окружающими людьми. От баз о вых эмоций (страха, радости и пр.) он переходит к более Сложным чувствам: восторгается, удивляется, ревнует, тр е вожится и веселится. Обогащается язык эмоций за счет жестов, позы, интонации голоса. Наряду с состояниями уд о вольствия и неудовольствия, возникают более сложные эм о циональные состояния, вызванные тем, хорошо ли он выполнил задание, имеют ли значение совершаемые действия для окружающих и какое и т. д. Для старших дошкольников становится характерным более адекватное проявление эм о ций, а именно, отсутствие сильных аффектов и конфли к тов по незначительным поводам. Способность детей упра в лять своими эмоциями и характеризует этот новый, отн о сительно стабильный эмоциональный фон ребенка.

В возрасте 4-7 лет желания ребенка соединяются с его представлениями и благодаря этому перестраиваются. В осн о ве лежит механизм эмоционального предвосхищения после д ствий своего поведения, иными словами, ребенок заранее п о нимает, какие эмоции он будет испытывать в связи с сове р шенным поступком. Это и является основой эмоциональной регуляции действий ребенка, вызывающей более сдержанное выражение эмоций.

Возраст 5-6 лет является благоприятным периодом для развития эмоциональной отзывчивости. Учась понимать вну т ренний мир других людей, ребенок обретает уверенность в общении, на основе чего возникает сближение, объедин е ние, а затем и интеллектуальный обмен, обмен мнениями между ним и другими людьми. Такое взаимодействие с окр у жающими обеспечивает его положительное самочувствие.

Испытанные положительные эмоции, такие как радость, удовольствие, вызывают у него желание к повторению ситу а ции. А переживание такой эмоции, как вина, влечет за собой другое переживание - стыд. Для переживания этих эмоций, вины и стыда, характерны снижение уверенности в себе, высокая степень напряженности, а при многократном повтор е нии этих эмоциональных состояний у ребенка может развит ь ся склонность к самообвинению.

От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружа ю щими людьми. Ласковое отношение к нему, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоциональн о го благополучия, его социальной уверенности. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает в случае неудачи, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже при неуспехе. Негативное отношение взрослого к ребенку, напротив, выз ы вает у него скованность, неуверенность, готовность расплакат ь ся, выплеснуть свою агрессию на сверстников.

Итак, эмоциональное развитие предполагает развитие у р е бенка следующих способностей:

    понимать свое эмоциональное состояние и состояния других людей по выражению лица, мимике, жестам и т. д.; понимать настроение другого в зависимости от разли ч ных жизненных событий; понимать желания и предпочтения другого, принимать его позицию; понимать причины изменения настроения в зависим о сти от ситуации общения; выражать эмоциональные состояния, настроения в с и туациях общения вербальными и невербальными средствами - регулировать свои эмоции.

Коммуникативное развитие предполагает:

    владение разными вербальными и невербальными способами общения; развитие способности проявлять активность в устано в лении контактов в игре, совместной деятельности; демонс т рировать эмоциональную открытость во взаимодействии со сверстниками; следование групповым правилам во взаимодействии со взрослыми и детьми; развитие умения планировать индивидуальную и гру п повую деятельность, анализировать совместную деятельность, обмениваться своими впечатлениями с другими.

Потребности и мотивы в общении удовлетворяются с п о мощью определенных средств:

    экспрессивно-мимических (взгляды, улыбки, гримасы); предметно-действенных (позы, жесты, действия с игрушками); речевых, обозначающих то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него.

Для полноценного коммуникативного развития ребенку н е обходима подготовка, которая заключается в совершенств о вании речи, в развитии эмпатии, в понимании психических состояний другого. Ребенок учится распознавать эмоционал ь ные переживания и состояния окружающих (радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение), выражать свои пер е живания.

Социальные навыки помогают ему осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться. Обретение коммуникативных способностей обеспечивает р е бенку эффективность общения и совместимость с другими людьми.

При благоприятных условиях воспитания ребенок спос о бен к проявлению доброты, внимания, заботы; у него выр а батывается положительное отношение к другим людям и о к ружающему миру.

Познавая другого, он обретает способность понять его особенности поведения, интересы, потребности. Обладая спосо б ностью увидеть возникшие перед собой трудности, ребенок может заметить изменение настроения, а затем учится выб и рать адекватные способы общения, обретает этически це н ные образцы поведения. Это способствует формированию ж е лания вступать в контакт с окружающими, умения орган и зовать общение. Ребенок овладевает также нормами и прав и лами, которым необходимо следовать при общении, что пр и водит к появлению:

    хорошей ориентации в новой обстановке, уважения к желаниям других людей; способности включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми; возможности сдерживать и заявлять о своих потребностях, способности избегать нежелательного общения; осознания своего места в обществе других людей, пон и мания разного характера отношения к нему окружающих.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит инте н сивное становление личности ребенка. Развивается самосозн а ние и складывается самооценка, обогащается эмоциональн о -чувственный опыт, появляется осознание своего социального «Я». Возникает интегральное личностное новообразование   социальная компетентность, включающая в себя отношение к другому как высшей ценности, способности понять его ос о бенности, заметить изменение настроения, психическое сост о яние, умение выбрать адекватные способы общения.

Список используемой литературы

    Выготскuй Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб. СОЮЗ, 1997. Галигузова Л.Н. Как общаться с ребенком // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1. Гиппенрейтер Ю.Г. Общаться с ребенком. Kак? Издание 4-е, стереотипное. - М. ЧеРо, Сфера, 2005. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я, Степина НМ. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М. Айрис - Пресс, 2004. Краснова С.Г. Психические состояния и социально-личностное ра з витие дошкольников: Учебно-методическое пособие.   Чебоксары: «Новое Время», 2008.

По теме:

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии детей в ДОУ Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все.